1447 год. Великий князь Василий II Васильевич освобождён из угличского заточения, а Дмитрий Шемяка вынужден оставить великокняжеский престол: шапка оказалась не по размеру. А счастье было так возможно...
Иллюстрация из Лицевого летописного свода Ивана IV.
К тому времени казанский хан Улу-Мухаммед уже скончался. Где-то написано, что его убил сын - Мамутек (он же Махмуд - это полное имя), тоже участник описываемой истории, где-то - что просто умер: хан к тому времени был уже человеком далеко не молодым.
Примерно в это время на территории Руси возникло Касимовское ханство, во главе которого встал сын Улу-Мухаммеда - царевич Касим, там же жил и царевич Ягуп - те, кто по приказу отца отправились на выручку великого князя Василия Васильевича из шемякинского заточения. В последствии царевич Касим и его потомки будут воевать за Московское государство даже против Казанского ханства, где после смерти хана Мухаммеда сел его сын и их брат - теперь уже не Мамутек, а хан Махмуд.
В 1448 году хан Махмуд со своими князьями предпринял поход против Василия Васильевича. Видимо, чтобы подтвердить свои сеньорские притязания. Чем там дело кончилось - неизвестно. Видимо, особых успехов новый хан не достиг, поскольку летопись указывает скромно : "... прослышав то князь великий послал против них князя". Великий князь даже сам не него не вышел: какого-то князя послал. Поскольку осталась у Василия Васильевича большая забота: Дмитрий Шемяка, окопавшийся в Галиче.
Чтобы окончательно закрыть "шемякинский вопрос", великий князь московский двинул на него войска. Дмитрий же Шемяка поняв, что ему ну совершенно ничего не светит, в результате переговоров опять же крест целовал, "... и грамоты проклятые на себя дал", что никогда и ни за что не пойдёт он больше на великого князя Василия Васильевича, чтоб ему - Шемяке - пропасть, "мамой клянусь" и "зуб даю". Полагаю, вы уже поняли, что дальше случилось: весной следующего же года князь Дмитрий Шемяка... пошёл войной на великого князя Василия Васильевича.
А далее всё снова повторилось: Шемяка осадил Кострому, которую защищал его старый знакомец - Фёдор Басенок. Князь Дмитрий Кострому не взял, на него вышел великий князь с войском и многими попами, видимо, для урезонивания... кхм... князя Дмитрия. В походе участвовали царевичи Касим и Ягуп, поскольку "... прийдя к Волге князь великий отпустил братию свою и царевичей со всеми силами". Последовало очередное - которое уж по счёту - замирение Василия и Дмитрия.
Кстати, сразу после того на русские земли разбоем напал хан Синей и Ногайской орд Седи-Ахмат, которого наголову разбил сын Улу-Мухаммеда - царевич и хан собственного уже ханства - Касим.
В 1450 году великий князь ещё раз решает, видимо не без оснований, решить таки "шемякинский вопрос" и двинул войска под Галич, где одержал победу. Но Дмитрий Шемяка всё же успел сбежать в Новгород, который всё ещё никак не подчинялся Москве.
Вот вроде бы чего уж тут искать, но князь Дмитрий Шемяка в 1452 году с новгородцами решил напасть хотя бы на Устюг. Узнав про разбой, великий князь снова послал на Шемяку войска, но уже под командованием своего сына - князя Ивана, будущего Ивана IV. И снова в русском войске - царевич Касим. Дмитрий Шемяка боя не принял и сбежал: увёртлив стал - ужас! Чтоб поход зазря не прошёл, князь Иван Васильевич разграбил Кокшенгу и Осиново Поле - надо же как-то было отбить затраты.
Неудачный устюжский поход оказался последним для князя Дмитрия Шемяки. В 1454 году князь помер в Новгороде. Где-то писано, что его приказал отравить великий князь Василий Васильевич, где-то - что сам собою скончался. Последние, скорее всего, и правы: во всей этой истории великий князь московский показал себя весьма нравственным человеком, лишённым чувства мести. Зачем травить врага, коль он не представляет больше никакой опасности? Да и было тогда Шемяке уже под пятьдесят: вполне почтенный возраст по тем временам.
Так закончилась история Василия Тёмного, Дмитрия Шемяки и Большего Мухаммеда.
Царевич и хан Касим - сын Улу-Мухаммеда - верно служил Московскому государству до самой своей кончины. Иона по приказу великого князя Василия был избран митрополитом Киевским и всея Руси без согласия с Константинопопем, тем самым было положено начало автокефалии РПЦ. Был канонизирован церковью и остался в истории как Иона Московский. Великий князь Василий II Васильевич Тёмный умер от последствий лечения туберкулёза, которым был болен, в 1462 году. После себя он оставил основу, на которой в будущем будет построено государство Российское.
А я вот размышляю: да, феодальные отношения тому сильно не способствуют, но... Если бы эти два человека, которые, хоть и воевали, но вели себя друг с другом при этом вполне уважительно - Василий и Мухаммед - заключили бы союз, настоящий, как говорится - "по всем фронтам", какую бы мы историю сейчас имели? Да и вся Европа тоже.
Англичане и французы с упоением и взаимно режут друг друга в Столетней войне. Гуситы громят чешских католиков в хвост и всё остальное так, что против них приходится организовывать целый крестовый поход. Кальмарская уния трещит по швам. Турки вторгаются на Балканы. И в это время на восточных, казалось бы. задворках Европы возникает ...
А вот что возникает, будет, как говориться, в следующих сериях 6-).