Об отдаче боевого приказа.

Jul 29, 2010 11:42

Многие из слышали такие слова "Боевой приказ". Многие и не понимают, что это такое. Хуже всего, когда это не понимание приводит к непониманию подчиненных.
Как всегда будем разбирать ситуации. Ибо, все познается в сравнении и в примерах.
Начнем с тех методов, которыми нам рекомендуют пользоваться типа "Боевой устав".
«60. Постановка боевых задач подчинённым и поддерживающим подразделениям осуществляется доведением боевых приказов, боевых (предварительных боевых) распо-ряжений и указаний по видам всестороннего обеспечения лично командиром или по его указанию начальником штаба устно и по техническим средствам связи.
В боевом приказе батальона (роты) указываются:
в первом пункте - выводы из оценки обстановки и прогноз её развития при подготовке, в ходе и после выполнения полученной задачи;
во втором пункте - боевой состав и задачи батальона (роты);
в третьем пункте - задачи, выполняемые в интересах батальона (роты) силами и средствами старшего начальника;
в четвёртом пункте - задачи соседей, взаи¬модействующих подразделе-ний, в том числе видов и родов войск, других войск, выполняемые в районе (на направле-нии) действий батальона (роты);
в пятом пункте - после слова «РЕШИЛ» доводится замысел боя (выпол-нения полученной задачи);
в шестом пункте - после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» ставятся боевые за-дачи подразделениям первого и второго эшелона (общевойскового резерва), артиллерий-ским подразделениям (подразделению), подразделениям и огневым средствам, остающим-ся в непосредственном подчинении командира батальона, с указанием их боевого соста-ва, сил и средств усиления, порядка их переподчинения, выделенного количества ракет и боеприпасов;
в седьмом пункте - основные вопросы взаимодействия;
в восьмом пункте - основные вопросы обеспечения;
в девятом пункте - основные вопросы управления, в том числе места и время развёртывания пунктов управления и порядок передачи управления;
в десятом пункте - время готовности к выполнению поставленной задачи, в том числе время и место доклада замысла и решения».
Обратите внимание, сначала ставятся задачи и только в пятом пункте доводится цель боя. Это противоречит законам логики. Потому что сначала необходимо определить цель, а уже только потом ставить задачи для достижения этой цели.
Для более полного понимания сути проблемы привожу простой и ясный пример. Собрался я приготовить себе обед. Например, сварить борщ. Так вот целью моих действий является приготовление борща. Как только я определил себе цель, сразу идет постановка задач: купить мяса, морковки, свеклы, капусты и прочих специй.
Теперь та же ситуация, но только с помощью рекомендаций Боевого устава. Сначала я покупаю мясо, овощи и прочее, а только потом определяю себе цель, сварить борщ. Так не получится. Если я поставлю себе задачи на приобретение всякой снеди, то очень скоро можно попротсту забить на борщ и приготовить что-то другое. Можно, конечно возразить и сказать, что типа борщ надоел и то, что-то будет лучше. С одной стороны это так, но с другой, не получится экономии. И тем более очень легко запутаться, особенно в боевой ситуации.
Мое личное мнение, в Боевом уставе нужно не пункты боевого приказа писать, а примеры его отдачи. И должны они быть краткими и понятными. После его отдачи не должно быть вопросов, не потому что действуют матросы, а потому что тот, кто его слушал должен все понять.
"Противник действует там то и там-то. У него имеется то, и то-то. Он собирается наступать (обороняться). Целью наших действий является ведение разведки в его тылу. Задача первой двойки вести наблюдение с помощью приборов и визуально...Языков не брать. От прямых встреч с противником уклоняться. В случае моей гибели, обязанности принимает, тот-то. Вперед". Все.
«Замысел составляет основу решения и вырабатывается, как правило, одновременно с оценкой обстановки. В ходе выработки замысла, командир должен по этапам выполнения поставленной задачи определить: направления сосредоточения основных усилий; формы и способы действий; распределение сил и средств (построение боевого (походного) порядка); обеспечение скрытности при подготовке и выполнении поставленной задачи. Особо командир определяет идею обмана противника, которая доводится до ограниченного круга лиц. Отдельно предусматриваются мероприятия по обману противника при подготовке, в ходе и после выполнения полученной задачи».
Основу решения командира должен составлять не замысел. Основу решения командира должно составлять творческое, нестандартное решение. Только так можно достигать успеха в бою. Учить людей творчески мыслить и принимать решения должны и преподаватели и боевые документы и учебники.
«Кончаются и снова начинаются - таковы солнце и луна; умирают и снова нарождаются - таковы времена года. Тонов не более пяти, но все изменения пяти тонов расслышать невозможно. Цветов не более пяти, но все изменения пяти вкусов ощутить невозможно. Боевых маневров существует не более двух видов - маневр необычный и регулярный, - но все превращения регулярных и необычных действий сосчитать невозможно. Действия регулярные и необычные взаимно порождают друг друга, и это подобно круговороту, у которого нет конца. Разве может кто-нибудь их исчерпать… Даже если у противника будет много войска, можно сделать так, что он не сможет применить его в бою. Посему оценивая противника, узнают достоинства и упущения его планов. Воздействуя на противника, узнают законы, управляющие его движением и покоем. Показывая противнику ту или иную форму, узнают места, где он может сберечь себя или погиб-нуть. Сталкиваясь с противником, узнают, в чем у него избыток и чего ему не хватает.
Когда, следуя превращениям форм противника, предоставляют рядовым воинам одержать победу, сами воины не могут этого понять. Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы, посредством которой я обеспечил себе победу. Поэтому победы в бою нельзя добыть дважды одним и тем же способом; она проистекает из умения соответствовать неисчерпаемости самой формы». Эти слова из трактата «О военном искусстве» древне китайского полководца и политического деятеля Сунь-цзы, которому более 2500 тысяч лет.
Но! Можно-ли действовать не отдавая боевого приказа, но при этом, чтобы каждый понимал суть происходящего? Можно и нужно.
Называется такой метод до банальности просто БОЕВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ.
Если прочесть ряд мемуаров о Великой Отечественной войне, то можно столкнуться с этим моментом. Вообще это метод казаков. У них, как известно, в бою были все равны. И более ценился не чин казака, а его опыт.
Делается просто. Группа (подразделение) садятся в круг и приступают к обсуждению того, перед чем им придет столкнуться. Обсуждают все. И цели и задачи, и маленькие хитрости и большие в том числе. И придут к такому мнению, которое одновременно понравится всем. Когда каждый человек в группе выскажется, и появится это РЕШЕНИЕ бойцы уже будут понимать что им нужно будет делать.
Макарыч.

Военное дело, Публикации, Методический материал

Previous post Next post
Up