"12 лет рабства"

May 19, 2014 12:27

Приобщилась к оскароносному "12 лет рабства".

Фильм, конечно, получился немного странным. В том плане, что снят он какими-то рывками: то камера отстраненно следит за происходящим в кадре, и тогда все проникновенно, то фиксируется на деталях, которые на пальцах, громко и выразительно объясняют насколько все ужасно-преужасно.

Вот, например, мыло. Кто не в курсе, в фильме есть такой сюжетный поворот: лучшая сборщица хлопка днем и объект насилия ночью Пэтси в свой законный выходной идет в соседнее имение за мылом. В собственном, если так можно сказать, "доме", ей мыла не выдают, так как хозяйка небезосновательно ревнует мужа к чернокожей девушке и всячески ее третирует. Хозяин, натуральный отморозок, самодур и тиран, не удерживает улетевшую крышу и избивает Пэтси кнутом: "Дескать, чей-та ты шаришься по чужим плантациям, сцуко-стерва!" После истязания потерявшую сознание негритянку отвязывают от столба, она падает... а камера следует куда? Прааааавильно - показать упавшее в грязь мыло.

Именно эта фиксация на рубцах и шрамах, мыле и догорающем письме главного героя, линчевании и истязании рабов, как ни странно, смазывает впечатление от фильма. Патамушта главное и основное, что показано там и что действительно хватает за душу, это вовсе не жестокость к рабам, это овеществление рабов.

Черные люди, раздевшись, стоят в несколько рядков, а между ними, равнодушно глядя на обнаженные тела, прохаживаются джентльмены и леди Юга. Полноте, это те самые леди, которые боялись икнуть в обществе? Вот то-то и оно, что в обществе.

"Хороший плантатор" мистер Форд гуманен и лоялен к Соломону - скрипочку вот подарил, и вообще ласков. Тем не менее, он не хочет даже слышать о том, что его раб был свободным человеком на Севере и обманом попал на плантацию - проблемы негров не волнуют не только шерифа.

Главный герой цепляется зубами за воздух, балансируя на цыпочках с петлей на шее, весь день - а на заднем плане идет обычная суета: ходит дворня, играют дети, хозяйка вон тоже показалась на балконе, окинула пейзаж ровным, спокойным взглядом и скрылась в комнатах.

Собственно, в итоге как-то хитро получается, что сильные эмоции и вообще восприятие раба как человека, пусть собственности, но одушевленной собственности, проявляют исключительно "плохиши". "Плохой плантатор" "заботливо" впихивает в рабов библейские истины про исконность рабства, да и крышу у него рвет на предмет непослушания не по-детски. Жена "плохого плантатора" всячески третирует несчастную Пэтси, воспринимая ее как соперницу, то есть, практически на равных. И даже мелкое угребище в блестящем исполнении Пола Дано мстит главному герою, видя в нем не только непокорного раба, но и человека - недаром после несостоявшегося почти-повешения Соломон все равно находится в опасности, ибо бывший надсмотрщик прячется поблизости, одержимый идеей убить наглого ниггера.

Главная мысль фильма предельно банальна: рабство - это, без сомнения, плохо. Однако, грандиозная банальность в процессе уходит в чуть меньшую, и нам демонстрируют, что даже, на первый взгляд, положительные герои искорежены этой системой, а уж отрицательные - так и вообще в полный рост. Взаимозависимость господина и раба цветет пышным цветом. "Плохой плантатор" настолько эмоционально раб своих рабов, что без них его жизнь потеряет всякий смысл, и дело даже не в отсутствии того, на кого можно безнаказанно сорваться. Ведь если у него больше не будет негров, кому, спрашивается, он будет читать Библию, потрясая ей, как непреложной истиной? Кому он будет впаривать про норму сборки хлопка, ласково похлопывая по плечу отличившихся? В конце концов, кто будет ему так необходим, как изувеченная и морально, и физически Пэтси? Забавно, но к собственной жене он более безразличен, чем к своим неграм.

То же самое касается и его вроде бы "антагониста" на нелегкой плантаторской стезе. "Хороший плантатор" выглядит хорошим именно на фоне плохих и жестоких. Поза "я прислушиваюсь к мнению рабов", "я забочусь о своих рабах", "я ласков со своими рабами", без сомнения, выгодно выделяет мистера Форда на фоне "стальных кораблей", но проблема-то в том, что если смотреть по гамбургскому, то без этого фона, в отсутствие безропотных негров и в присутствии наемных рабочих с восьмичасовым рабочим днем и правами эта поза выглядит, как минимум, нелепо. Если ты слабоволен, внутренне равнодушен и труслив, то трудно быть снисходительным и значительным с равными.

Ну, и напоследок - о хорошем. Из хорошего там только "плохой", в смысле, "плохой плантатор" в исполнении Майкла Фассбендера. Я бы сказала, что при появлении в кадре он отжирает все внимание у остальных героев, включая главного. Конечно, остальные тоже весьма и весьма, пусть и несколько потерялись на фоне этого с самого утра упоротого вискарем персонажа.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в процессе просмотра фильм затягивает в себя достаточно сильно (ну, учитывая всяческие "мыльные" в прямом и переносном смысле кадры, это неудивительно). Правда, вовлеченность быстро проходит, но все равно остается немного радости за героя, которого унесло ветром раньше, чем всю южную цивилизацию, и, в отличие от нее, в сторону привычной жизни.

кино

Previous post Next post
Up