Этимология калмыцкого слова хурул и казахского слова курултай.

Dec 23, 2024 11:33


Этимология калмыцкого слова хурул. то такое хурул в Элисте?

Крупнейший в Европе буддистский хурул находится в Элисте - столице Республики Калмыкия. Главная достопримечательность Калмыкии, буддистский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», представляет собой огромное белоснежное здание, выполненное в характерном для буддистской культуре стиле.
Слово хуоул на калмыцком языке означает дацан, образовано от слова хуруулха, то есть место для буддийских молений. хуруулха.
хуруулха
допуст. от хураха II.

хураха
II ~ уст. служить молебен. Аналог буддийский коронации на престол. Корона́ция (свяще́нное коронова́ние) импера́тора Никола́я II Алекса́ндровича и императри́цы Алекса́ндры Фео́доровны - последняя коронация императора и его супруги в Российской империи.

Этимология слова курултай. Есть такая версия. Корень слова "курултай" происходит от древнетюркского глагола "Qur" 'собирать, формировать, строить', которое в соответствии с Древнетюркским словарем было упомянуто в Диван лугат ат-турк. По другой теории корнем слова является глагол *kura-, *kurija- 'собирать, собираться' из гипотетического прамонгольского языка.

На самом деле слово курултай образовано от слова хуруул(ха)- служить буддийский молебен плюс частица тай с значением с чем, то есть важное событие с религиозным буддийским молебном.

Чокан Валиханов докладывал Григорию Потанину!!! о том, что замечал среди казахов следы буддизма!!!, как будто казахи до принятия ислама являлись сторонниками буддизма.

Григо́рий Никола́евич Пота́нин (21 сентября [3 октября] 1835[1], Ямышевская крепость[1] - 30 июня 1920[1], Томск[2]) - русский исследователь, занимавшийся комплексными исследованиями Северной и Центральной Азии. Общественный деятель, один из основателей и крупнейший идеолог сибирского областничества.В июле 1917 года прекрасно знавший казахский язык Потанин участвовал в Первом Всекиргизском съезде в Оренбурге делегатом от Семипалатинской области и был избран делегатом на Всероссийское учредительное собрание. На этом съезде оформилась известная казахская антибольшевистская политическая партия «Алаш». Миржакип Дулатов, один из организаторов съезда, в приветственной речи называет Потанина «нашим сибирским особо почитаемым аксакалом».

По предварительным данным переписи 2009 года в Казахстане, 749 казахов в ходе опроса назвали себя буддистами.
Следующий, третий этап развития буддизма в Казахстане связан с приходом сюда джунгар, и их стремлением закрепиться на землях Казахстана.
Калмыки строили в Казахстане храмы и монастыри. Это монастырь Аблайкит (Аблайкент) вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Восточном Казахстане и Кызылкент в Кентских горах недалеко от Каркаралинска.
Аблайкит был, по свидетельству А. И. Левшина, буддийским монастырем. Его постройка относится к 1654-1656 годам, а разрушен он был в 1670 году. Территория, занятая монастырем, имела размеры около версты в длину и полверсты в ширину. Она была обнесена сложенной из камня стеной. Внутри был храм, в котором ещё в начале XVIII века сохранялись скульптуры и живописные изображения. Рукописи, которые были там найдены, в 1720 году были отправлены в Санкт-Петербург[19].
Строились буддийские монастыри и в Семиречье. Так, на карте Джунгарии, составленной в 1716-1733 годах, нанесено 58 буддистских храмов и монастырей. Основа этой карты была выполнена в конце XVII - начале XVIII веках иезуитами, служащими при дворе цинского императора Канси, и затем дополнена шведом Ренатом, находившимся в калмыцком плену[20].
С буддизмом связаны также наскальные изображения Будды и тибетские надписи. Одно из наиболее известных изображений находится на правом берегу р. Или в Капчагайском ущелье и называется Тамгалы-Тас. Это место маркирует переправу через р. Или на Великом Шелковом пути. На скалах высечено три изображения. Первое, левое, является образом Будды Шакьямуни в период достижения нирваны или просветления под «древом мудрости». Среднее изображение показывает бодхисаттву сострадания Авалокитешвару. Правое изображение - это Манла Будда (Будда Медицины). В Тибете он известен как «король бериллового света». Кроме изображений Будды на камнях высечены изображения буддийских мантр, главным образом «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», на тибетском языке, языке пали, монгольском и маньчжурском[21].
В коллекции музея Института археологии имеется кайрак из окрестностей села Сумбе, что находится в 20 км севернее Кегеня в Алматинской области, с тибетской надписью «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ».
После разгрома в 1758 году Джунгарского ханства Цинской империей китайцы завоевали Восточный Туркестан и заняли часть территории Старшего и Среднего жузов, в том числе и Жетысу. Часть калмыков китайцы использовали для охраны своих западных окраин. Им и принадлежали буддийские храмы и монастыри.
В 1863 году вспыхнуло антикитайское восстание дунган, которое проходило под религиозным лозунгом борьбы за ислам.
Вскоре восстание перекинулось в Джунгарию. Активное участие в нём приняли уйгуры Кульджинского края. В 1864 году восстанием был охвачен весь Восточный Туркестан, были истреблены цинские гарнизоны, их крепости и поселения уничтожены, а вместе с ними разрушены буддийские храмы и монастыри.
Этот год стал верхней датой существования буддизма в Семиречье и Восточном Туркестане.
Одним из таких разрушенных монастырей был монастырь Сумбе. О нём в 1854 году писал Ч. Ч. Валиханов[23].
Остатки этого монастыря были обнаружены на правом берегу р. Сумбе, у подножия гор Шаартас Алматинской области, в 320 км восточнее г. Алма-Аты. До раскопок это был прямоугольный в плане бугор высотой до 1 м. Вход внутрь прослеживается в середине юго-восточной стены. Шурфы, заложенные на территории бугра, показали, что памятник однослойный с толщиной культурного слоя до 0,5 м. При раскопках обнаружена черепица от кровли с концами, оформленными изображениями пионов, хризантем, лотосов, бабочек, голов фантастических чудовищ «таобе», драконов. Прямые аналогии этой черепице прослеживаются в материалах буддийских кумирен из Кульджи, вывезенных в своё время генералом Г. А. Колпаковским и попавших в Музей искусств Узбекистана[24][25].
Вот что пишет генерал-губернатор Семиречья Г. А. Колпаковский генерал-губернатору Западной Сибири: «Киргизы, сторонники дунган, совершенно ограбили калмыков, отняли у них весь скот и многих людей увели в плен, от буддийского монастыря Сумбе оставлены одни развалины и человек 30 избитых калмыков, истекающих кровью и умирающих голодной смертью».
До 1864 года получается был буддизм в Казахстане. Уйгуры и дунгане уничтожили буддизм в Казахстане.

Это этимология и лингвистика.
Previous post Next post
Up