О критической группе теорий медиа

Sep 06, 2015 00:27

Откопал свое эссе, которое надо было написать на онлайн курсе ВШЭ.

Мое полное отсутствие гуманитрной жилки (и ограничения по длине эссе) позволило сделать лишь нижеприведенное.
Почему выбрал именно эту группу - левацкие идеи авторов мне, пожалуй близки.

Критическая группа теорий (КГТ) получила свое название в связи с общим подходом группы ученых, направленным на критику сложившегося социального строя капиталистической западной цивилизации 19-20 вв. В отношении теории медиа оппонентом КГТ выступает эмпирико-рациональная группа теорий, сформировавшаяся в основном в США.

По классификации Маклюэна КГТ скорее можно отнести к социооринентированым материалистическим теориям.
КГТ изучает главным образом роль медиа в конструировании социальной системы, в условиях массового, урбанистического общества (состоящего из индивидов, однако чрезвычайно гомогенизированных).
Особенностями КГТ является изучение общества в целом, не сосредотачиваясь на частных эффектах, практиках, персоналиях (что можно считать определеннымнедостатком).
Большинство представителей группы теорий опирались на идеи Маркса, т.е. взгляд на общественные процессы с точки зрения трудовых, экономических отношений, владения средствами производства. В то же время понятие "культуры" не ставится на второй план и возникает интерес к индустриализации культуры. В основе ряда теорий лежит также фрейдовские идеи о важности влияния подсознательных процессов.
Особенностью КГТ является также стремление авторов быть объективными за счет независимости от различных социальных акторов.
КГТ скорее относится к теориям, использующим философский аппарат для исследования. Нередко исследования представлены в форме эссе и затруднителен анализ как научных работ.

В основном в КГТ на начальной стадии задействованы представители Франфурктского института социальных исследователей, сформировавшегося к концу 1930-х гг ииз-за прихода к власти в Германии национал-социалистов в 1940-х реинкарнировавшегося в США.

Теория индустриализация культуры изучает - каким образом современные тиражируемые массовые медиа  утрачивают "ауру" уникальности [ Вальтер Беньямин и его труд "Произведение искусства в эпоху его технического воспроизводства" (1934-1939 гг)] превращаются в товар и как они могут быть поставлены на службу правящим капиталистическим классам [Теодор Адорно, Макс Хорнхаймер "Диалектика просвещения" (1944-1947) ].
С другой стороны индустриализация культуры и массовость распространения позволяют сделать искусство менее элитарным, то есть решают задачу просвещения масс.Следует, при этом полагать, что главенство экономических интересов производителе медиа негативно сказывается на качестве контента.

Герберт Маркузе ["Одномерный человек", 1964] , Юрген Хабермас ["Общественная сфера, как конститутивная особенность буржуазного общества", 1962] более широко изучали - как организован капиталистический социальный контроль с применением средств коммуникации. Парадокс технически рационального общества заключается что при стремлении к индивидуализации возникает жесткое подчинение индивида обществу. Возникает навязывание культурных практик, потребностей на рациональной, экономической платформе. В обществе падает активность из-за стремления использовать готовые формы, наборы идей. Диалог государства и общества трансформируется в монолог.

Критика джаза со стороны Адорно, как примера коммерциализации медиа в индустриальной культуре, наталкивает на идею, что, например, "золотой век" сериалов, который как считается, наступил в настоящее время - также является следствием строго коммерческих интересов производителей контента и владельцев телеканалов. Не столь важно о чем будут сериалы, главное чтобы аудитория, начиная от детей и заканчивая пенсионерами нашла свою "кнопку" и отдала часы своей жизни просмотру определенного продукта. Удачные в культурном отношении сериалы гипертрофировано продлеваются или обретают массу последователей менее высокого качества.
В то же время, очевидно, что время на просмотр сериалов есть у представителей современного постиндустриального общества - высвобождающего свободное время. При этом, просмотр определенного сериала позволяет создать видимость принадлежности к определенному кругу, обществу, возможно искусственно созданному.

Продолжение критической группы теории можно найти в теориях идеологических аппаратов, связанных с символическим насилием, политической экономии медиа (с 1960-х) (Альтсюллер, Дебор, Грамши).

мысль

Previous post Next post
Up