С. Маршак "Почта". Рисунки М. Цехановского. 1935г.

Jan 27, 2020 21:07

Вспоминаю - когда в последний раз получал письмо? Нет, не e-mail, а старомодное, на листке бумаги, в почтовом конверте с наклеенными марками? Письма из налоговой и штрафы ГИБДД не в счет. Видимо, это были письма от родных и друзей, во время прохождения срочной службы. Особенность была в том, что письма шли в нашу военную часть очень долго. Иногда 2-2,5 месяца. Письма привозил водитель КУНГа, доставлявший на полигон продукты. Привозил редко, но зато сразу много. Скажем, в конце февраля погло прийти декабрьское письмо от родителей с новогодними поздравлениями, тут же еще одно от них, отправленное в середине января. Тут же письмо от сестры и пара от друзей. Признаюсь, в дальнейшем никогда не относился к непростой работе почтовых служб с таким уважением.
Вот сейчас вспомнил, что все же последнее полученное мною традиционное письмо было позднее, спустя два или три года после демобилизации. Да, все так. Прислал его Кирилл - друг и сослуживец, с которым много соли съели и в какие только истории не попадали. В конверт, надписанный корявым почерком (у талантливых людей ВСЕГДА невообразимо корявый почерк!) был вложен маленький листочек, отпечатанный на пишущей машинке для пущей важности:
                                                                                    "Дорогой друг!
Приглашаем принять участие во встрече ветеранов Кариба, которая состоится такого-то числа и такого-то месяца в г. Киев, по адресу...
                                                       Программа мероприятия:
                                                              1. Дискотека
                                                                2. Пьянка"

Вот такой у него юмор ). Работал я в то время сторожем за нищенскую зарплату. Конечно, все бросил и поехал. )

Но вернемся к книжке Маршака.
1935 год. Последний год, когда художники-иллюстраторы могли творить свободно, как хотелось. В следующем 1936-м в "Правде" выйдет знаменитый пасквиль "О художниках-пачкунах". Все издательства получат четкие установки относительно требований, предъявляемых к художественному оформлению детских книжек. Больше никаких изображений на белом фоне. Действующие лица должны изображаться исключительно  "в среде" - в помещении, на природе, но с обязательной проработкой заднего плана, детализацией интерьеров или прорисовкой перспективы. Должны быть соблюдены пропорции всех элементов изображения. Отныне в манере изображения должен главенствовать принцип социалистического реализма. Наступала черная полоса детский книжной иллюстрации.
Владимир Конашевич вспоминал: "Есть книжки, которых я стыжусь, есть книжки, которые я ненавижу. Есть даже целый период, которого я бы очень хотел, чтоб не было! Это последние пять лет тридцатых годов".
Наблюдательный библиофил отметит, что с 1936 года прекратились регулярные переиздания книжек-картинок, выпущенных в 20-е и первую половину 30-х. Но все это будет еще через год. А пока все замечательно. Художники полны творческих идей и продолжают воплощать их в жизнь.



В "Почте" Цехановского можно отметить элементы популярного в 20-е годы конструктивизма. Во-первых, это оформление обложки. Огромная почтовая марка, огромные круглые штемпели. Всё предельно функционально. На следующих страницах это такие технократические элементы оформления как летящие в строгих рядах самолеты, транспорт, фрагмент географической карты и, конечно, главное действующее "лицо"  - почтовый конверт, обрастающий штемпелями, надписями и марками.









Очень интересно, что на берлинской улице художник изобразил одноногого инвалида первой Мировой войны. В те годы их было столь же много на улицах Германии, как в СССР после 1945 года.










Конечно, наш почтальон в вязаных варежках и валенках с калошами выглядит затрапезно по сравнению с лондонским и берлинским ).






В заключение можно сказать:

Честь и слава почтальонам,
Утомленным, запыленным,
Слава честным почтальонам
с толстой сумкой на ремне!

Детские книги, Цехановский, Маршак

Previous post Next post
Up