Еще одна загадочная улыбка от Леонардо

Aug 21, 2015 22:46

Неуловимая улыбка Моны Лизы завораживает даже слепца. Под углом она есть, при прямом взгляде в губы - отсутствует. Как Леонардо да Винчи это удалось? Возможно, он практиковался на других портретах. Британские исследователи внезапно обнаружили тот же хитрый визуальный трюк на ином, более раннем полотне - «Портрете юной невесты» (La Bella Principessa). Это говорит о том, что улыбка Джоконды была не случайной удачей художника, а результатом кропотливых творческих изысканий.



Мона Лиза и Бьянка Сфорца. Иллюстрация: Леонардо да Винчи

Невестой с портрета предположительно являлась 13-летняя Бьянка, внебрачная дочь герцога Лодовико Сфорцы, который заправлял Миланом в 1490-х. Картина была заказана - опять же предположительно - в 1495 или 1496 году в честь предстоящей свадьбы Бьянки с генералом миланской армии. Вся неловкость ситуации отразилась на картине: издалека кажется, что малолетняя невеста улыбается, а вблизи явственно проступает меланхолия. Как и у Моны Лизы, улыбка доступна для периферического, но не направленного зрения. «Поскольку улыбка исчезает, как только зритель пытается ее «поймать», мы назвали эту зрительную иллюзию «неуловимой улыбкой», - пишут исследователи, не подозревая, что мы первые придумали это словосочетание (доказательство - в начале статьи).

Чтобы понять, как эта иллюзия работает, была проведена серия экспериментов, в которых люди глядели на портреты издали и вблизи, а также на замутненные версии картин, чтобы стимулировать периферическое зрение. Участники подтвердили, что и Мона Лиза, и Бьянка - как четкие, так и мутные - выглядят более довольными по шкале от 1 до 7, если смотреть издалека. При этом дистанция не влияла на восприятие «Портрета молодой женщины» (1470) Пьеро дель Поллайоло, лишенного иллюзий.



Предложенные участникам эксперимента картины разной степени мутности (внизу - «Портрет молодой женщины» Пьеро дель Поллайоло)

Двоякость восприятия работ да Винчи исходит именно из ротовой области писаных девушек, установили исследователи. Если участники разглядывали копии, где рот был прикрыт черным прямоугольником, двоякость исчезала, но если прикрывались глаза - иллюзия работала. Это было сделано для того, чтобы исключить выпады со стороны тех, кто утверждает, что портреты да Винчи «улыбаются глазами». Нет, дружок, они улыбаются ртом.

Вероятно, иллюзию обеспечивает особая техника, называемая сфумато, которую разработал сам Леонардо, описывая ее так: «без линий или границ, на манер дымки, за пределами плоскости фокусировки». У Моны Лизы и Бьянки сфумато смягчает очертания рта, так что не видно границ между губами и остальным лицом. Так что, когда взгляд фокусируется на глазах, губы могут вести себя непредсказуемо, хоть прыгнуть на тебя и поцеловать. Возможно, с данной техникой да Винчи экспериментировал и ранее, во время написания «Мадонны в скалах» (1483), но это необходимо еще доказать, отмечают авторы.



«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи

Что касается «Портрета юной невесты», то применительно к нему об авторстве Леонардо да Винчи заговорили лишь недавно, и до сих пор в искусствоведческих кругах к версии относятся со значительной долей скепсиса. Обнаружение иллюзии неуловимой улыбки у героини портрета, наверное, может послужить дополнительным аргументом в пользу данного предположения. Кто знает, какой Святой Грааль или заговор иллюминатов таит в себе улыбка Бьянки.

По материалам: Discover
Научная статья: Vision Research (Soranzo & Newberry, 2015)

искусство

Previous post Next post
Up