история раз.
говорят, что император Юань-ди (孝元帝 75-33днэ) имел такое количество наложниц в гареме, что даже не пытался их всех посмотреть, не говоря уже о личной встрече с каждой, таксать, претенденткой на императорское сердце. и вот однажды он придумал каталог для своей коллекции женщин, и поставил задачу предворному художнику.
художник был не промах, и решил поиметь свой интерес от процесса. он замечательно взял с каждой модели по подарку, и за это изобразил каждую просто замечательно и прекрасно. кроме Ван Чао Чун, которая отказалась давать подарок, необдуманно заметив, что она и без подарка тут самая-самая. художник видимо как-то не очень хорошо воспринял отсутствие подарка и подсказки к своей работе, и нарисовал самый плохой портрет для недружественной девушки.
я не знаю, почему император не увидел разницы между изображениями и реальными людьми. видимо он и правда с ними не встречался, или встречался, но не смотрел. короче - слеп был монарх на лица. но как-то картинки, созданные художником, таки отранжировал по красивости.
и тут случай. приезжает сосед, и типа просит подарить ему одну (ну у тебя же их дофигища!) наложницу. ну дай хоть одну, самую плохонькую. :-) понятно, сын неба отдает некачественный товар: некрасивая баба из гарема - невелика потеря, да и казне легче. и то ли в момент передачи, то ли уже позже, ну короче монарх вдруг узрел, что краса неописуемая уезжает от него к другому... представителю мужзкого пола.
расстроился царь сильно, и казнил креативного автора портретов своей императорской волей. потому что когда у тебя просят фотку, то не надо делать фотошопную инсталяцию.
прошли годы... много... почти полторы тысячи лет.
история два.
Цю Ин (仇英 ~1475~1552) родился в бедной семье. он был никем, кроме как человеком, который всю жизнь рисовал. это странно, потому что сын крестьянина - должен пахать, сын плотника - строгать, сын чиновника - станет чиновником. как сын "никого" мог начать рисовать?!.
причем этот человек не просто "типа порисовывал в свободное от работы время", а именно зарабатывал этим себе на жизнь. он настолько крут, что считался лучшим автором, работающим в стиле художников времен тан и сун. и стал одним из 4-х столпов китайской живописи династии мин (1368-1644). селф-мефд-мен средневекового китая.
так вот этот человек получает заказ на свиток, который будет именно иллюстрацией "истории раз".
свиток замечательный прежде всего тем, что показывает внутренюю жизнь императорского гарема и массу бытовых мелочей китая "того" времени. персонажи выписаны подробно и очень живо. практически все - харАктерные. практически китайская энциклопедия свободного времени: музыка, танцы, живопись, игры, животные, дети.
история три.
и тут я решил, что автор 16 века, работая в стиле 8 века, про историю полуторатысячелетней давности, просто не мог не допустить ошибку. должен был! ...не вот и хватило же у меня наглости наезжать на шедевр китайской живописи. :-)
смотрим в центр свитка, на музыкантов. (нумерация в странном порядке :-) все слова замечательно гуглятся)
1 - Шэн (笙) Один из древнейших. Изготавливается из бамбуковых или тростниковых трубок различной длины, вмонтированных в чашеобразный корпус с мундштуком. приобрел популярность в эпоху правления династии Чжоу.
5 - Ди (笛) поперечная флейта. был завезён из Средней Азии в 140-87днэ.
2 - Цисяньци́нь (七絃琴), также называют гуцинь (古琴). древнейший инструмент. 3днэ входил в состав придворного оркестра.
3 - Гучжэн (古筝) более чем 2000-летней историей. принадлежит к семейству цитры.
4 - Пипа (琵琶) китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения - к V веку.
6 - Баньху. исторической информации не найдено, но все ссылки идут не раньше, чем на позднее средневековье.
и вот у меня большие сомнения, по поводу последних. ну еще с 3 - я могу согласиться, 4 - очень сомневаюсь, но 6 - по-моему его тогда быть не могло. так что работа правильно названа "псевдоисторической". :-)
ой... чуть не забыл
официальные реквизиты
Русский: Весеннее утро в ханьском дворце.
китайский: 漢宮春曉
английский: Han Palace - Spring Daybreak
автор:
Чоу Ин (仇英)
30,6 x 574,1 см
Шелк, водяные краски, тушь.
Дворцовый музей, Тайвань
хорошая статья на
National Palace Museum (в чьей коллекции данный свиток)
верхняя картинка тоже ведет на
скан хорошего разрешения.