юноша среди роз

Jun 25, 2018 23:18

Вероятно, вам попадался на глаза этот прелестный портрет работы Николаса Хиллиарда (ок.1547-1619, Англия) "Юноша среди роз".
Есть в нем нечто магическое, и я полагаю, что это не случайное впечатление, а следствие оккультного сюжета, обыгранного художником.


Когда-то давно я вознамерилась сделать карты Старшей Арканы Таро на основе фотошопных спецэффектов и фигур из картин старых мастеров. Кое-что я даже сделала, а для карты "Повешенный" присмотрела себе именно этот портрет. Но вдруг выяснила, что Сальватор Дали уже сделал колоду Таро по этому принципу (только без Фотошопа) и, что самое неприятное, в карте "Повешенный" использовал как раз эту картину.


Логика Дали мне была абсолютно понятна: по традиционной иконографии, "Повешенный" висит вниз головой, подвешенный за одну ногу, но в весьма непринужденной позе. Ну ладно, подумала я, найду другую картину с таким положением ног персонажа... а их нет! И вот тут пришла мне в голову мысль, что Хиллиард в создании этого портрета (а у него все миниатюры портретные, просто не все имена до нас дошли) отталкивался как раз от карты Таро "Повешенный". То, что английский миниатюрист, живший в эпоху Тюдоров и нередко писавший свои миниатюры на обороте игральных карт, был знаком с картами Таро, не должно удивлять. Леди и джентльмены елизаветинской эпохи в области оккультизма были эрудированны значительно более нас с вами. Это было модно и престижно и приличествовало культурному человеку.  К тому же в Англии Реформация практически уничтожила в повседневной жизни культ святых и Богоматери, а освободившееся в культурном пространстве место досталось феям, пикси, брауни и прочим представителям народного фольклора, и вообще оккультизму в целом. Живопись того времени, и миниатюры в частности, наполнены многочисленными символами и аллегориями, которые мы, увы, уже не распознаем.
Николас Хиллиард был придворным миниатюристом Елизаветы I, а в традициях двора было куртуазное поклонение королеве, как бы возвышенная и безответная любовь к Прекрасной Даме, близкая к средневековому рыцарскому обычаю. Многие миниатюрные портреты английских дворян созданы именно как образ рыцаря, безответно влюбленного в королеву, что пояснялось разнообразными аллегорическими деталями.

Миниатюра "Юноша среди роз" (ок. 1588), хранящаяся в Музее Виктории и Альберта, предположительно изображает Роберта Деверё, 2-го графа Эссекса, с 1587 года фаворита Елизаветы I. Его жест свидетельствует о снедающей страсти и любовном томлении, небрежно накинутый на плечо черный плащ - символ постоянства и меланхолии. Белый цвет костюма также указывает на фаворита королевы: белый и зеленый были геральдическими цветами Тюдоров. Куст роз-эглантерий тоже намекает на любовь к королеве, она иногда носила этот цветок за ухом, так как в Англии 16 века с розами было скромно и эта роза была самой пышной. Изображен юноша на лоне природы, то есть как бы в отдалении от двора и своей возлюбленной. Наверху написан девиз: "Восхваляемая верность - источник моих страданий" (перевод из интернета, так что за достоверность не ручаюсь). А если, как я предположила, художник отталкивался в изображении его фигуры от карты Таро "Повешенный", то внутренний смысл этой карты дополняет созданный образ. Карта "Повешенный" в Таро означает, что вы добровольно пострадали от какой-либо потери или пожертвовали удовольствием ради достижения цели. Чем выше цель, тем больше жертва. Если вы заплатите цену, цель достижима. Все это трудное время нужно только помнить, что жертва добровольная: или платите цену, или жертвуйте целью. Впрочем, в некоторых толкованиях перевернутая карта означает, что вы готовы на жертву, но она оказалась бесполезной, что в данном изображении может означать пусть очень завуалированный, но упрек королеве.

Разумеется, я на своей версии не настаиваю, но такая возможность вполне вероятна.

об искусстве

Previous post Next post
Up