Гарри Беннетт - правая рука Генри Форда

Nov 05, 2015 18:02




Гарри Беннетт - правая рука Генри Форда

Положение родного сына Форда Эдсела все явственнее усугублялось по мере того, как усиливалось влияние человека по имени Гарри Беннетт (Harry Bennett). Было удобно и ему, и его недоброжелателям создать миф о суровом и бурном прошлом Беннетта.



На самом деле его детство прошло в тихом университетском городке Энн Арбор, где его отчим преподавал инженерные науки.

В подростковом возрасте Беннетт несколько лет проучился в Академии изящных искусств в Детройте, и все его рассказы о том, что до своей встречи с Фордом он работал на секретную службу, совершал подводные диверсии, был ранен в руку саблей и получил пулю в бок, никогда не были подтверждены.

Доподлинно известно лишь то, что Гарри Беннетт ничего не понимал в автомобилях. Он не был ни механиком, ни конструктором, ни инженером. Тот факт, что отсутствие у Гарри Беннетта автостроительного опыта сошло за своего рода квалификацию, достаточную для руководящего поста, красноречиво свидетельствовал о характере созданного Генри предприятия.

На автомобильной компании «Форд» была своя полицейская служба, известная как обслуживающий отдел. В 1920-х годах Гарри Беннетт подчинил себе эту службу; последовала чистка, после которой отдел превратился в преданную ему личную гвардию. Он укомплектовал ее бывшими футболистами и отпетыми головорезами.

Беннетту нравилось говорить и действовать жестко. На одном из зеленых металлических шкафов в его кабинете стояла мишень, и он порой молниеносно выхватывал из ящика стола пистолет, чтобы поупражняться в импровизированной стрельбе по мишени.

Он подкреплял впечатление «жесткого парня» еще и тем, что держал у себя для забавы тигров и львов. Они вальяжно бродили в специальном загоне, который он выстроил в стиле вестерн недалеко от Энн Арбор. Иногда он выводил своих зверей немного размяться и прогуливался с ними вокруг завода Руж Ривер. Гарри стал для Генри Форда крепким и мужественным сыном, каковым нельзя было назвать Эдсела.

К середине 30-х годов Беннетт впутал компанию Форда в связи с криминальным миром, и этот союз проявил себя во всей красе в той беспощадной борьбе, которую Форд вел против профсоюзов. Первое столкновение произошло 26 мая 1937 года, когда Объединенный профсоюз автомобильных рабочих пытался распространить на заводе Руж листовки. Лидер рабочего движения Уолтер Ройтер и трое других рабочих были жестоко избиты нанятыми Беннеттом бандитами, а все профсоюзные активисты были разогнаны.

Непримиримая позиция, занятая Фордом по отношению к рабочему движению, имела в конце 30-х годов много сторонников. Эти люди считали, что профсоюзные лидеры были злостными подстрекателями, которые сбивали простых американских тружеников с истинного пути.

Попытки Объединенного автомобильного профсоюза создать профсоюзные структуры на фабрике Форда достигли своей кульминации в апреле 1941 года, когда 1500 рабочих-металлургов с прокатного стана отказались продолжать работу. Когда разразился этот кризис, Эдсел Форд находился на отдыхе во Флориде. Узнав о случившемся, он незамедлительно прибыл в Дирборн, но отец приказал ему не вмешиваться в происходящее и положиться во всем на Беннетта, который отказывался даже обсуждать выдвинутые профсоюзом условия для разрешения конфликта.

Несмотря на все это, Эдсел настаивал, что переговоры - единственно возможный выход из создавшейся ситуации, и было очевидно, что Форду придется уступить. С рабочими была достигнута договоренность о возобновлении работы с момента начала переговоров об окончательном соглашении. Сам Генри Форд участия в переговорах не принял, и 18 июня, когда Гарри Беннетт показал ему окончательно оговоренные условия, его первой реакцией было желание отклонить их, как унизительное поражение.

Но, когда Генри вернулся домой, его жена Клара потребовала от него отчет по профсоюзному вопросу. Она хорошо знала, что Эдсел всегда выступал за мирное соглашение с рабочими и что произвол Беннетта и его влияние на Генри очень расстраивали ее сына.

- Да кто он такой, этот Беннетт, - громко выкрикнула она однажды Чарлзу Соренсену, - который дает указания моему мужу и подрывает здоровье моего сына?

У Клары тоже было свое мнение о профсоюзе. Достаточно уже было насилия и пролитой крови. Если Генри не пойдет на соглашение, заявила Клара, то она уйдет от него.
- Что я мог сделать! - скажет позже Генри. - Нельзя недооценивать силу женщины.

Однако в действительности все было гораздо сложнее. Америка в то время усиленно готовилась к войне, и если бы компания Форда не изменила своей политики по отношению к рабочим, правительство лишило бы ее всех военных заказов. Вдобавок в Генри сидел какой-то дьявол, который любил преподносить сюрпризы. Он вызвал Гарри Беннетта и приказал ему поставить свою подпись. На следующий день на фабрике появился профсоюз, и зарплата была повышена до максимального для автомобильной промышленности уровня.

За 30 лет работы на Форда, - гласит исполненная откровенности первая фраза автобиографии Беннетта, - «я стал самым близким его компаньоном, даже более близким, чем его собственный сын».

Несмотря на то, что жестокая и затяжная война Беннетта с рабочими с целью не допустить создания в компании Форда профсоюзов провалилась, для Генри она была в высшей степени удовлетворительным событием.

На протяжении многих лет он наслаждался тем, как властный и напористый Беннетт сражается за него со всем миром, постоянно что-то замышляя, с кем-то против кого-то сговариваясь, в общем, занимаясь всем тем, на что Эдсел был не способен или не мог делать.

Всем было известно, что это больно ранило Эдсела. «Сердце его изнывало, - вспоминал Уолтер Ройтер. - Он был порядочным человеком и очень переживал. Мне было искренне жаль его».

Схожее в рубрике « Личности, какие они».















автомобили, личности, Форд

Previous post Next post
Up