Фишер против Спасского: шахматная холодная война

Oct 16, 2015 00:13



Фишер против Спасского: шахматная холодная война

Принято считать, что игра в шахматы требует определённого набора качеств: уравновешенности, терпения, усидчивости. Фишер своей всей карьерой опровергал это представление. Его кредо - необыкновенное насилие над своим мозгом и постоянная «атака» на мозг соперника. «Чтобы победить - нужно разрушить само «я» соперника»,- заявлял Фишер не раз.



В шахматной сфере его прозвали «малыш-робот»: он выигрывал турнир за турниром. При этом вёл себя как ребёнок: если в партии складывалась трудная ситуация, Бобби яростно грыз ногти, а когда удавалось ошеломить соперника молниеносными комбинациями, что-то тихо напевал себе под нос.

В прессе за ним прочно закрепилось слово «некультурный». Однако Фишер не был некультурным - просто он не обращал никакого внимания на то, что не относилось к миру пешек, ладей и ферзей.

Раннее взросление « Моцарта шахмат», нестандартная игровая манера, а также нескончаемые капризы создали Бобби Фишеру известность в шахматных коридорах. Однако настоящей шахматной «звездой» он стал только в июле 1972-го, во время матча за мировую шахматную корону. Этот матч остался в памяти многих как один из самых ярких эпизодов «холодной войны».

Местом проведения схватки за мировую шахматную корону между 29-летним претендентом Робертом Фишером и 35-летним Борисом Спасским, носившим титул чемпиона, был избран Рейкьявик. Советский шахматист прибыл в Исландию за 2 недели до назначенного срока. Его сопровождала настоящая команды помощников.

«Мозговой штаб» Спасского состоял из лучших советских гроссмейстеров. Основными их задачами были анализ отложенных партий и подготовка новинок в дебютах. Известный мастер Крогиус занимался психологической подготовкой чемпиона.

А Фишер, верный своим привычкам, уединился в одном из нью-йоркских отелей. В течение нескольких месяцев продолжалась война между своенравным янки и Международной шахматной федерацией. Все было предметом споров: место проведения матча, финансовые условия, освещение игр прессой и даже питание. В пылу споров Фишер обвинил международную федерацию в том, что она «разложена коммунистическими плутами».

Однако в конце концов все было улажено. Правда, для этого потребовалось найти спонсора, предоставившего 250 000 долларов в качестве призового фонда, а госсекретарю США Генри Киссинджеру пришлось лично обращаться к Фишеру с просьбой «защитить честь звездно-полосатого флага». Опоздав на 5 дней к сроку начала встречи, он появился в 4 часа утра в отеле «Сага», разбудил Спасского, чтобы… извиниться за задержку.

В здании, где шла схватка за шахматную корону, атмосфера была накалённая и ледяная одновременно. Противники за шахматной доской внимания не обращали на оппонента и не здоровались даже. Основной объект устремлений - это фигурки, созданные из красного дерева. Вольный человек из «свободного мира» противостоит «аппаратчику». Хулиган оппонирует советскому гению.

Пресса просто упивалась этим противостоянием между ними. «Шпигель», «Тайм», «Ньюсуик», посвящали обложки этой настоящей игре нервов. Р. Фишер продолжал свои эксцентричные выходки. Уже весь мир знал, к примеру, его знаменитый фиолетового цвета костюм. В то время Бобби вошёл в топ10 самых элегантных людей мира.

Не обошлось и без скандалов - Фишер постоянно требовал то номер новый в отеле, то автомобиль, а то бассейн для себя одного. Если Бобби замечал нацеленную на него фото- или кинокамеру, он требовал убрать их, шепча при этом магическое слово «конспирация».

Со своей стороны, делегация Страны Советов не уступала Фишеру по части скандальных эпизодов, то обвиняя Фишера в том, что он гипнотизирует соперника, то настаивая на тщательной проверке воздуха в помещении, в котором проходили игры. Обнаруженные в системе освещения две мёртвые мухи породили массу взаимных подозрений и домыслов. Это был настоящий психоз.

Скоро, однако, стало заметно, что Спасский приспосабливается к подобной атмосфере значительно хуже Фишера. Дела у чемпиона пошли плохо. Незадолго до конца матча корреспондент ТАСС передавал в Москву:
- Фишер играет значительно уверенней. Шахматы - не только борьба умов, но и борьба психологий. И здесь Фишер доказал своё превосходство.

«Я выбираю такой момент в матче, когда чувствую, что противник надломлен, и наступаю»,- не раз объяснял он сам. Фишер поистине был шахматным убийцей. Чтобы добиться права играть с чемпионом мира, он разгромил многих ведущих гроссмейстеров. А в 1971, в Ванкувере Бобби обыграл шахматного патриарха Марка Тайманова с невиданным прежде счетом 6:0.

В чем и проявлялась неординарность Фишера, то это исключительно в его шахматной одержимости. В Рейкьявике Спасский отметил: «Шахматы - это как жизнь». А Фишер тогда холодно его поправил: «Шахматы - это и есть жизнь».

Схожее на страничке " Личности, какие они".

Спасский, шахматы, война, СССР, США, Фишер, противостояние

Previous post Next post
Up