Роберт Фишер. Вся жизнь как шахматная доска

Oct 13, 2015 03:03





Роберт Фишер. Вся жизнь как шахматная доска
Ничто иное его не интересовало. В такси, в лифте, везде он продолжал анализировать комбинации на маленькой шахматной доске, с ней он никогда не разлучался. Погрузившись в разбор острых вариантов ферзевого гамбита или испанской партии, он мог проглотить два - три завтрака кряду и не заметить этого. В отелях он всегда старался выбрать комнаты без окон, чтобы никто не смог за ним подсмотреть.



Пренебрегая противоположным полом, он множил женоненавистнические декларации. «Я презираю женщин. Они не умеют играть в шахматы». Лишь один раз, в Буэнос-Айресе, в его номере видели девушку. Однако выступил на этом турнире Бобби как никогда плохо, заняв непривычное для него место во втором десятке.

Кроме шахматной мании, Бобби в течение своей карьеры отличался и другими странностями. Например, он был уверен, что всю жизнь его преследует коммунистический заговор, участники которого хотят поставить побольше препятствий на его пути. «В шахматах, как и повсюду, коммунистические проходимцы стараются навредить свободному миру. Они опасаются гения Фишера и готовы на все, чтобы его уничтожить»,- писал сам Фишер. Выиграв чемпионат мира, он внезапно испугался лететь домой на самолёте. «Эти, знаете ли, русские, они все могут…» Другие постоянные фобии: страх перед теле-, фото- и кинокамерами, перед друзьями, которые «рано или поздно должны предать».

Дню 3.04.1975 года, когда по решению Международной шахматной федерации Роберт Фишер остался без титула чемпиона мира, предваряли несколько месяцев безуспешных переговоров чемпиона с федерацией. Экстравагантные, по обыкновению, требования Фишера о порядке и условиях проведения чемпионата на сей раз не приняли во внимание. Претендент, Анатолий Карпов, был провозглашён очередным чемпионом мира. Матч между Карповым и «королём Бобби» не был проведён.

Шахматное сообщество погрузилось в траур, хотя все понимали, что подобный поворот событий в духе Фишера. Многие ждали возвращения «Моцарта шахмат». Напрасно ждали, Бобби больше не появился на публике. В Пасадене, в штате Калифорния, он укрылся от мира в секте фундаменталистов «Всемирная церковь Господня», в неё Фишер вступил в 1960 году, из соображений сугубо практических. «Религия помогает мне лучше играть в шахматы - и это все, что меня в ней интересует». Все сбережения Бобби оказались в кассе секты. Церковно-мистическая история подошла к концу в 1980 году, когда глава секты попал за решётку за сексуальные, преступления.

В дальнейшем Фишер проживая на калифорнийском берегу, по слухам, проводил время разбирая партии и штудируя шахматные журналы. Его иногда видели на берегу пляжа. Он сохранял контакты с немногими гроссмейстерами, в частности, со Спасским. Однако Спасский давать какие-либо комментарии в этой связи отказывался. «Фишер просил меня о величайшей конфиденциальности», - отнекивался он.

спорт, противостояние

Previous post Next post
Up