Азбука зимнего путешествия

Jan 02, 2016 06:00



С наступившим вас дорогие друзья. Сегодня 2 января, а значит настало время отправляться в тундру, в лыжный поход. В тундре интернета нет, поэтому вести живой журнал не получится. Но чтобы вам не скучалось предлагаю вашему вниманию свой прошлогодний Рождественский поход.



Восемь дней продолжался мой небольшой Рождественский лыжный поход. Восемь дней одиночества, созерцания, мороза и лыжного хода. Рождественские лыжные походы открывают новый туристический сезон после предзимнего межсезонья. Это уже четвёртый такой поход.

В этот раз я решил отойти от отчётно-дневникового повествования и рассказать о путешествии в виде небольших статей, которые на мой взгляд лучше расскажут о том, что меня окружало и как это было.  Буквы "Азбуки" расположены не по ранжиру, но по сути. Итак, моя азбука начинается с буквы "М"

Маршрут.  На границе Анадырского и Иультинского районов раскинулось Озеро. Лет шесть назад, когда я был "лодочником" и открывал реки расположенные недалеко от Анадыря,  пытался добраться до этого Озера на моторе. Не вышло. Озеро лежит в верховьях реки Тавайваам. А верховья, как известно, изобилуют перекатами. Потом я пытался дойти до озера пешком, но тоже не задалось. И вот, наступил новый туристический сезон. Целью своего традиционного лыжного рождественского похода я выбрал именно это озеро. Маршрут к озеру идёт в междуречье рек Волчьей и Тавайваам.  Рельеф маршрута не сложен, это тундрово-кочкарная низменность, прорезанная невысокими пологими увалами. Относительная высота подъёмов не более 50 метров. Маршрутная нитка растянулась на 150 км.

2. "Маршрут"


Автономка
- Привет, у меня всё хорошо, всё по плану, возвращаюсь 12-го, - сеанс спутниковой связи завершён.

Ты один. Где-то там, географически близко, но ментально далеко твои родные, близкие, Украина с Новороссией, санкции, Обамы, Шарли и прочие палестины. Ты один. Только скрип лыж, дыхание ветра и горизонт за который тебе почему-то очень нужно. Это автономка, одиночный поход. В автономке нет "надёжного товарищеского плеча" и не с кем поговорить. Есть только ты и тундра. Есть еще спутниковый телефон, иллюзорная нитка эфира с миром людей. Связь скорее нужна близким, чтобы не волновались. Тебе то волноваться нечего. Ты маленькая улитка, ползущая по холодному пузу земли. Ещё немного и улитка доползёт до арктической шапки планеты. Всё с собой, и дом, и еда, и средства выживания. Одиночество не в тягость. По крайней мере, непродолжительное одиночество. Органы чувств постоянно в тонусе. Ты сам как один большой орган. Мозг работает только на аналитику окружающей действительности. Ну разве еще зацепит в нагрузку пару строк из какой-нибудь дебильной песенки. И ты как Шариков, в начале мутации, идешь, смотришь по сторонам, впитываешь происходящее и "абырвалг, абырвалг, абырвалг".

3. "Автономка"


Локи - мохнатый, усатый, хитрый  умный друг. Меня он знает лучше, чем я его. Не знаю как он это делает, но за неделю до похода, пёс уже всем своим видом выказывал полную готовность идти. Идти куда угодно, псу это неважно, важно чтобы был свежий морозный воздух, который будет бить его в нос, запахом свободного дикого мира. Своё понимание предстоящего Локи выражает заглядыванием  в глаза, неотлучным присутствием и тяжкими вздохами. Ничего пока не происходит, это собачье чутье.  Но вот, на пол летят, походные вещи, из шкафа достаются гаджеты, котелки и прочая походная аммуниция.  Голубые глаза друга заблестели, хвост еще больше выгнулся в дугу, звонкий лай и толчки в спину как манифест пионера "Всегда готов!". Засиделись мы с Локи. Три месяца прошло, а мы только по городу и ходим. Межсезонье будь оно не ладно.
Зиму Локи любит больше, чем лето. Зима это не только отсутствие комаров, но еще и время работы. Зимой он таскает вместе со мной волокуши. У лаек чрезвычайно развита сопричастность к совместной деятельности с хозяином. Один он может и не потянет волокушу, но вместе с хозяином почти всегда. А уж когда дело касается еды, то особенно вкусная еда та, что ест хозяин, даже хлеб или солённый огурец. Лучше всего собаке вечером. Уже никуда не надо идти. Разлёгшись на коврике или шкуре, в палатке или балке (главное, чтобы ветра не было), ждёт когда я приготовлю еду. У нас так заведено, вечером готовлю сначала собаке. Утром наоборот. После еды, которой всегда мало дремота или сон. Это зависит от того насколько тепло в помещении.  Я уверен, что автономка была бы во много раз неприятнее если не было собаки. Он  тварь неразговорчивая, но понимающая.

4. "Локи"


5.


6.


Ночь. В десять часов на юге появляется  бесформенное красное пятно. Солнце, нехотя, словно подглядывая, выползает  из-за горизонта.  Низко прокатившись по краешку небосклона  солнечный диск через 3 часа  снова уходит в края тёплые и более приветливые. Становится зябко и некомфортно. Январь это время длинных косых теней.  Невообразимо длинными ногами тень  шагает около меня.  Тень торопится, ибо скоро сумерки. В сумерках надо уже думать о ночлеге. График маршрутного дня в этот период подчинён дню световому. За 5-6 часов, нужно пройти намеченный отрезок пути. Идти приходится без обеда, а это сил не прибавляет. Всё что можно позволить в пути - это чай и какая-нибудь сладкая вкусняшка. Большую часть времени в январе занимает ночь.

Пару дней моего маршрута на небе висела полная луна. Её феерически красивый оранжевый восход над низкой тундрой одно из самых красивых зрелищ. Но луна в отличие от солнца не крадётся по горизонту, она очень быстро взмывает вверх, озаряя своим "сауроновским оком" безжизненное пространство тундры.

Ни к чёрту в это время года и фотографии. Большую часть времени темно, а днём всё сливается в единое белое ничего. Зацепиться можно лишь за горы или за себя, выставляя фотоаппарат на авторежим. Но и селфи тоже не блещут разнообразием и характеризуются общей подписью "Я и ничего".
В начале января было северное сияние, а где-то в районе Плеяд летит комета Лавджоя. Но я к сожалению ни того не другого небесного явления не видел. Я не большой любитель ночного созерцания зимой. Холодно.

7. "Ночь".  На реке Волчьей


8. Рассвет над лиманом, время 10-23


9. Рассвет над п. Шахтёрским, время 10-40


Тундра. Там, по другую сторону Золотого хребта, начинается пустыня. Бесконечная, долгая, холодная и однообразная тундра. Бесконечная, потому что конца её не видно. Даже с самой высокой сопки, всё равно,  ничего кроме плоской тундры не увидишь. Это Канчаланская низменность. Снежная простыня сливается на горизонте с небесной дымкой и взгляд упирается в ничто.

Что здесь может быть красивого? Зачем сюда идти? Много раз задавал себе этот вопрос. Но есть в этой безграничности что-то притягивающее. Что? Для меня так и осталось загадкой. Человек здесь не больше чем молекула. Многочисленные озёра, синими крошечными точками разбрызганные на карте здесь внушают уважение своими размерами.

Хороша Канчаланская низменность зимой, но не дай бог попасть сюда летом. Вот где истинный ад для пешехода. Это королевство изматывающей кочки и озёрно-болотное царство. Тоненькие капилляры речушек и проток связывают это озёрное межболотье в огромную паутину беспутицы. Летом здесь живут птицы. Тысячи, десятки тысяч птиц. Ну и комары конечно. Миллиард миллиардов комаров.

Но сейчас зима, всё здесь мертво. Не слышно ни птичьего гомона, ни комариного писка, ни морского шума Канчаланского лимана, только скрип лыж и шёпот дыхания. Умер водный мир, да здравствует мир льда! Казалось бы иди себе на лыжах и радуйся. Только радости в этом году здесь не много. Снега нет. Межкочечное пространство едва припорошило белым рассыпчатым порошком, а соломенного цвета кочки, как противолыжные ежи угрожающе уходят к горизонту и наверняка за него. Лыжи едут, но с волокушами идти по такой тундре, наказание. Вес их увеличивается на треть, а ходьба напоминает езду на велосипеде по шпалам. Дыц-дыц-дыц -  хлопают, волокуши, лениво переваливаясь с кочки на кочку.

10. "Тундра"


11.


Увалы. С верху тундра, как заставка на виндоуз, идеально ровное пространство. Конечно это не так.  На плоской тундре, есть такие же плоские горы - это увалы. Увалы похожи на холмы, но в отличие от последних тянутся на многие километры, эдакие маленькие тундровые хребты. Они вырастают водоразделом между реками и озёрами. У увалов даже есть имена собственные Длинный, Долгий, Плоский, Тройной. Имена такие же скучные, как и сами увалы. Это тебе не величественные горы и даже не пузатые сопки, никакого почёта для восходящего на них не предусмотрено. Увалы нудны. Взбираться на них на лыжах не сложно, они затяжные, но весьма пологие. Идешь по ним вверх и думаешь: "Одно счастье, скоро будет спуск". Но спуска почти нет. Точнее он есть, но для лыжника практически не заметен. Зато заметен сразу следующий увал и на него тоже нужно подниматься. Даже глазу привязаться за увал не возможно, особенно, когда он в снегу.

12. "Увалы"


13.


Снаряжение . Нетрудно догадаться, что самым главным снаряжением в лыжном походе являются лыжи. Уже пошёл четвёртый сезон, как они мне служат верой и правдой. Если у Лёлика есть Болик, у Тома - Джерри, то у лыж, есть лыжные палки. Как на заре лыжного спорта ходили без палок  ума не приложу. В этом походе у меня обновление "гардероба". Накануне Нового года "Почта России" расстаралась и прислала очень ценную посылку с телескопическими палками "Black Diamond". Телескопы, как мне кажется для лыжного похода, намного эффективнее обычных лыжных палок.  В зависимости от рельефа можно менять их высоту и упрощать свое передвижение. К примеру, по целине я шёл с палками высотой 130 см, а по озёрному льду, где приходилось перемещаться накатом, палки ставил высотой 140 см. Снаряжения я умышленно взял больше, чем было необходимо: во-первых, протестировать, во-вторых, для физнагрузки.

Огромным горбом в два с половиной яруса на волокушах разместились: палатка трёхместная, спальник,  5 газовых баллонов, 3 литра бензина, оленья шкура, тур.пенка, бур, ружьё, лопата, удочки, гаджеты (горелки-2 шт, спутниковый телефон, пилы и т.п.), вещи (одежда, различная мелочёвка) и еда.

Для одного человека с собакой, трёхместная палатка безусловно велика, но зато во внутрь можно засунуть весь свой скарб.  Очередной раз убедился, что бензиновая горелка, проигрывает газовой. Единственный плюс, такой горелки,  бензин не боится мороза. Зато минусов в разы больше. Во-первых, вонь.  Готовить на такой горелке в самой палатке очень не рекомендую, бензиновые пары, отнюдь не индийские благовония. Кроме того, и руки и одежда при постоянном использовании такой горелки будут постоянно вонять бензином. Во-вторых, шум. Может не самый серьёзный фактор, но шумит бензинка (шведская мультитопливная горелка "Примус") как реактивный двигатель. И скорость. Всё понимаю и калорийность и энергоэффективность, но почему то на газовой горелке готовиться быстрее.

14. "Снаряжение"


Продолжение следует

Чукотка, путешествия

Previous post Next post
Up