Наваринский маяк

Oct 09, 2015 23:51



Маяки - одно из самых гениальных изобретений человечества. Не случайно одним из семи чудес древнего мира был именно маяк. На Чукотке, с её трёхтысячкилометровой береговой линией, маяков огромное количество. Путешествуя в районе называемом самым штормовым местом России, я не мог не увидеть маяка. Я его не только увидел, но и побывал, на одном из самых красивейших маяков Чукотки - Наваринском маяке.



В бухте Гавриила сегодня тихо. Море нежно лижет морской берег, птицы дружными стайками тихо покачиваются на волнах.  О хорошей погоде говорило и отсуствие сейнеров болтавшихся накануне в бухте.

Какая благодать ходить с двадцатикилограммовым рюкзаком. После сорока килограммов его просто не чувствуешь. Так  и шёл не останавливаясь, если бы не жара. Жара вызвана не солнечным теплом, его то как раз сегодня нет, а отсутствием ветра.

Поднимаюсь в болотный перевал. Моя цель - мыс Наварин. Болотная жижа выводит меня на вездеходку. Ну, что ж, до бухты Грейга, куда она ведёт нам по пути. Тишину нарушают звуки морского прибоя. Но в бухте Гавриила тишина, значит это шум наката доносящийся через сопки и десяток километров с противоположной стороны безымянного  полуострова, оканчивающегося мысом Наварин. В.Леонтьев, когда-то предложил назвать этот полуостров Керекским, по народу его заселявшего. Но ни народа, ни названия на карте увы нет.

С болотного перевала открывается вид на бухту Грейга. Над бухтой висят сизые тучи, вдали крошечной точкой чернеет мыс Чесма. Взгляд мой наконец перемещается влево, в ближайший угол бухты и тут, на возвышенности  замечаю бело-красный столб маяка. Да, оказывается, Наваринский маяк расположен совсем не на мысе Наварин, а в бухте Грейга. Мой маршрут должен идти правее, но не могу же я пройти мимо маяка! То что маяк округлой формы видно еще издали. Но вот почему его расцветка такая яркая? Подобные цилиндрообразные маяки расположены в Анадырском лимане. Металлическая ажурная конструкция обшита досками, которые выкрашивают в сигнальные цвета. Но Гидрографическая служба уже десятилетия дышит на ладан и бог его знает сколько времени, ремонтом маяков и световых знаков не занимается.

2. Наваринский маяк


Минут десять терзался я этой мыслью, пока не подошёл к маяку ближе. Он каменный! Потрясающе! Но еще большее потрясение меня ожидало когда я дошёл до обрыва на котором он стоит.

3. Панорама бухты Грейга


Маяки - это не только функциональность, надёжность и долговечность (средний срок службы маяка рассчитан на 100 лет), это ещё и эстетика! Пятидесятиметровый гранитный скальник, о который бьются волны, над которыми кружат сотни чаек увенчан изящным красно-белым монолитом маяка. Великолепное зрелище! Не знаю почему, но маяки, в отличии от других технических сооружений, почти всегда органично вписываются в окружающий ландшафт. Не мудрено, что смотритель маяка, одна из самых романтических профессий. По крайней мере так считают жители городских вавилонов. Больше, чем эстетики в маяках символизма. Это и луч в тёмном царстве и нить путеводная и образец подражания...

Вокруг маяка разбросан мусор, арматура, аккумуляторы и  масса другого техногенного инклюзива. Но всё это ни сколько не портит впечатления от грандиозности момента. Рядом с маяком два небольших бетонных сооружения. В одном аккумуляторы, а в другом...РИТЭГ! Атомная батарейка, работающая на стронции-90.  Твою же мать! Ну как так?

4.


5.


В 1960-х годах, советский инженерный гений изобрёл элемент питания для автономной работы агрегатов, находящихся в труднодоступных местах. Первоначально изобретали для космоса, для луно и марсоходов, но потом изделие внедрили на земле. Маяков в СССР много, большая часть находится в труднодоступных местах, в которые ежегодно нужно ездить, менять аккумуляторы. Гениальное решение - создать долгоиграющие батарейки.   И начали их устанавливать по Северам и Дальнему Востоку десятками и сотнями. Срок службы РИТЭГа - 10 лет, затем её нужно менять. Всё бы ничего, но в 1990-е вся стройная система Гидрографии и геодезии разрушилась. О РИТЭГах помнили, но денег на утилизацию не было.

6. РИТЭГ ИЭУ-1


В начале 2000-х годов на Чукотке возникла большая шумиха вокруг РИТЭГов. Экология, международные комиссии, развитие туризма и всё такое прочее. Еще больше шумихи поднялось в 2003, когда гидрографы осмотрели Наваринский маяк, на котором установлен РИТЭГ марки ИЭУ-1. РИТЭГ, то оказывается в аварийном состоянии! Стронций начал "вытекать" в окружающую среду, а уровень гамма-излучения достигал 87 Р/ч . Срочно были выделены колоссальные ассигнования, в размере 100 млн. рублей из резервного фонда президента.  Наваринский РИТЭГ, как и все остальные РИТЭГИ, установленные на чукотских маяках вывезли. По крайней мере так заявляли официальные лица и об этом писала пресса.

"...три греха нашей современности: утопизм, авантюризм и халтура."
                                                                        01.11.1930 М.М. Пришвин "Дневники"

Ну вот какой эпитет или возглас возмущения должен возникнуть, когда перед тобой возникает РИТЭГ, которого по бумаге уже здесь нет? Самый что ни на есть русский, тяжёлый, махровый эпитет.

"Характеристики Радиоизотопного термоэлектрического генератора ИЭУ-1
Тепловая мощность РИТ, ВТ - 2200
Начальная номинальная активность РИТ, тысячи Кюри - 49
Электрическая мощность, ВТ - 80
Выходное электрическое напряжение, В - 24
Масса, кг - 2500
Масса, кг - 2500
Начало производства - 1976"

7. Передняя панель РИТЭГа


Задерживаться долго у РИТЭГа не зачем, идём осматривать маяк.  Двери у маяка нет, точнее есть, но валяется она далеко от своих родных петелек. Внутри сыро и огромная лужа. Поднимаюсь вверх по металлическим лестницам. На втором этаже отдельная комната: то ли для персонала, то ли для инструментов. Остальные этажи открытые. На 4-м этаже установлены аккумуляторные батареи "Лиман 2,6В 4-М". Установили их не то чтобы очень давно, но и свежими их назвать нельзя. Впрочем маяк во время моего пребывания  не работал. Быть может он автоматически включается в ночное время?

8. Аккумуляторные батареи - современный источник питания маяка


9. "Вид из окна" маяка


10. На маяке


Наваринский маяк соорудили в 1986 году, о чём гласит надпись выложенная из кирпича на одной из его стен. От маяка к бухте идёт деревянная узкоколейка по которой на тележках поднимали цемент и прочий стройматериал. Здесь же недалеко от бухты на автоплатформе стоит генератор.

11. Вид с маяка на бухту Грейга


12. Генератор на автоплатформе


13. Вид на маяк с бухты


Перед тем, как покинуть маяк, ловлю себя на мысли, что в другое время, в другой стране и с другими людьми это место вполне могло стать центром туристического паломничества. Ну да ладно. Пока что из туристов я здесь один и задерживаться  более причин нет. Из-за туч выглянуло солнце и  пора двигаться дальше, на Наварин. Пошли Локи, нас ждут новые удивительные места!

14.


"Всё хорошее русского человека сберегается в глухих местах, в стороне от цивилизации, но это при малейшем соприкосновении с цивилизацией прокисает."
                                                                                                    05.11.1924 М.М. Пришвин "Дневники"

15.


Часть 1. "Берег разбитых кораблей"
Часть 2. "Из пункта "А" в пункт "Б"
Часть 3. Чукотский паровоз"
Часть 4. "Любовь и ненависть беринговской тундры"
Часть 5. "В горах Северной Корякии"
Часть 6. "В мире животных"
Часть 7. "Эффект красоты"
Часть 8. "Метеостанция "Бухта Гавриила"
Часть 9. "Был такой народ - кереки"
Часть 10. "Почему умирают народы?"

Чукотка, Беринговский район, маяки, экспедиция "Наварин-2015", бухты Беринговского

Previous post Next post
Up