Почему умирают народы?

Oct 08, 2015 22:04



Что может послужить причиной вымирания народа? Почему такие разные судьбы у народов живущих в одном регионе? Почему небольшой чукотский этнос сумел выжить и заселить огромные территории, в то время как  многочисленные юкагирские племена или кереки канули в небытие истории? У истории на эти вопросы ответов нет. Есть гипотезы, предположения, версии, закономерности.



Одна из таких закономерностей, которую Киплинг очень метко назвал  "законом джунглей"   гласит: выживают сильнейшие. Чтобы не говорили современные либеральные антропологи и этнографы,  но любой этнос, народ и как следствие государство стремится к гегемонии. Это является основой жизни любого общества: лучшие земли и лучшие ресурсы позволяют "своим" жить в достатке. Ну а если для этого необходимо лучшее забрать у слабого, то так тому и быть. Причём гегемония наблюдается не только в материальной сфере, но и в сфере духовной и культурной. Если народ богатый, то и боги их правильнее и общаться они со всеми будут только на своём языке.

2. Череп найденный возле керекского жилища


К 16-17 векам на территории центральной и восточной Чукотки гегемоном стали чукотские племена. В этот же период они ведут постоянные войны с коряками. Чукчи и коряки близкородственные народы, имеющие единого предка. Их родство примерно такое же как у русских, белорусов и украинцев. Коряки к тому времени уже перешли к крупнотабунному оленеводству, которое и стало причиной межплеменных войн. Между чукчами и коряками находились племена юкагиров, так называемый "юкагирский клин" и не мудрено, что больше всего в этой драке "доставалось" именно юкагирам. Уже к приходу русских юкагиры хотя и заселяли обширные пространства Анадырского поречья, но уже были не многочисленны. Со временем, часть их была ассимилирована русским населением у которых они искали покровительства, а часть откочевала в приколымье.

А при чём тут кереки? До середины 18 века в общем то и не причём. Жили кереки в самом глухом углу, на побережье  от Анадырского лимана на Чукотке до Олюторского залива на Камчатке. Земли их до поры до времени не интересовали оленных коряков и чукчей. Ситуация изменилась в середине 18 века, когда чукчи стали искать новые пастбища для своих разросшихся оленьих стад. Несколько чукотских родов переселяется в Туманскую тундру и постепенно расселяются по земле кереков. Дисперсно расселённые кереки в военном отношении не могли ничего противопоставить консолидированным воинственным чукчам и постепенно, но очень прочно попали в зависимость. Зависимость эта была настолько сильной, что даже в 1930-х годах, в местных советах разбирали случаи рабства кереков в чукотских стойбищах.

Быть может и смогли бы кереки жить безбедно и сохранить свою идентичность, как к примеру эскимосы, которые оказались в очень схожей ситуации, но на беду в это время европейские китобои "открывают" для себя северное берингоморье. Киты начали менять пути миграции и на побережье наступил голод. Эскимосам и прибрежным чукчам повезло больше, вместе с китобоями начались контакты с европейцами, которые привели к активной меновой торговле. На керекское суровое побережье цивилизация не пришла.

3. Старая стоянка оленеводов, рядом с древним керекским поселением



Перепись 1897 года зафиксировала всего  102 керека проживавших в 5 поселениях. В 1937 году их было 47 человек. Советская власть реально спасла многие семьи от страшного голода, который свирепствовал в 1920-х годах, но коллективизация и укрупнение поселений в последующие годы, окончательно растворили кереков в чукотском этносе.  В.Леонтьев собиравший этнографический материал по керекам, в 1970-х годах констатировал, что только каждое пятое слово в разговорной речи было керекским, остальные уже были чукотскими. В 1991 году оставалось всего 4 человека, знающие  керекский язык. Есть ли такие люди сейчас мне не известно.

"...всё живое-зверь, птица, дерево, трава умирает для себя, чтобы воскреснуть в другом."
                                                                20.02.1946 М.М. Пришвин "Дневники"

Погода снова крутит. Ветер гоняет по небу тучи сменяя морось на солнечные просветы. Вновь отправляюсь на керекские поселения. Основное керекское поселение в бухте Гавриила расположено на косе протоки Рыбачьей.  Протока Z-образная, поэтому до поселений можно дойти пешком. Многочисленные соломенные холмы, бывшие когда-то землянками, тянутся на два километра вдоль косы. Подобные жилища у кереков назывались "кумайаана" - жилище с углублениями. Их здесь не менее 50.

4. Валхаан" жилище для одной семьи


5. Кумайаана - жилище с углублением, большое родовое жилище


"Раньше землянки у кереков были коллективными. В центре стояла большая общая землянка. Она имела свой вход. Рядом с ней по окружности располагались землянки меньшего размера, в которых жили отдельные семьи. Таких как правило, было две-три. Все землянки соединялись с центральной, некоторые землянки имели свой отдельный вход. Дымовое отверстие - "инуйнын" не являлось входом, как у кереков, не было в керекских жилищах и специального столба с зарубками, служившими как бы лестницей, который была типичен для корякских землянок с раструбом. Дымовое отверстие зимой покрывалось тонкой плстиной речного льда и открывалось, когда в жилище горел очаг. Новое слово кумайаана, навело на размышление, что название жилища "валхаан", которое соответствует чукотскому "валкыран", то есть "жилище из челюстей кита", видимо, заимствованно из чукотского языка и вошло в употребление, когда кереки, стали жить отдельными семьями, а настоящим древним жилищем являлось кумайаана.

Основу керекской землянки составлял квадратный каркас из четырёх крепких столбов, соединённых между собой толстыми балками. На каркас наваливались жерди, всё это тщательно обкладывалось дёрном, а щели забивались песком.  Сложная система жилища представляла собой внушительное сооружение, но оно не было приметным издали, так как, покрытое дёрном, сливалось с естественным ландшафтом."

6. Остатки деревянного столба в жилище


7. Иногда за землянным валом жилища встречаются деревянные или костянные колышки

8. Травянные пятна - объекты "Орианда-1" и "Орианда-2"


Большая часть жилищ имеет круглую форму, хотя встречаются и овальные. Диаметр центрального круга 6-8 метров, от которого в стороны ведут небольшие коридорчики к жилищам  поменьше (2-3 метра).  Все жилища на объектах "Орианда-1" и "Орианда-2" можно разделить на две части: на жилища с чётко выраженными  высокими насыпями заросшими травой и жилища в которых только угадывается контур окружности. Последние не имеют травяного пояса и покрыты тундровой растительностью. Как и на "Орианде-4", на  новых объектах  подъёмного материала визуально не обнаружил. Примечательно, что современные объекты: метеостанция и рыболовные объекты расположены в районе расселения кереков, т.е. в наиболее рыбных местах.  Прогулка по косе, которая простирается на 5 километров в глубь, не выявила  ни одного нового жилища  или поселения.

9. Жилища второго типа, с тундровой растительностью


10.


11. Жилища первого типа, заросшие травой


12.


Зафиксировав координаты более 100 керекских жилищ я завершил свою археологическую миссию. Впереди меня ждал мыс Наварин, мыс Всех ветров.

Продолжение следует

Часть 1. "Берег разбитых кораблей"
Часть 2. "Из пункта "А" в пункт "Б"
Часть 3. Чукотский паровоз"
Часть 4. "Любовь и ненависть беринговской тундры"
Часть 5. "В горах Северной Корякии"
Часть 6. "В мире животных"
Часть 7. "Эффект красоты"
Часть 8. "Метеостанция "Бухта Гавриила"
Часть 9. "Был такой народ - кереки"

Чукотка, Беринговский район, кереки, экспедиция "Наварин-2015", бухты Беринговского

Previous post Next post
Up