Бертран Рассел: Маркс и социалистическая доктрина

Jun 10, 2011 12:42

Перевод главы из "Proposed Roads to Freedom"
Сделал мой студент Артем Крылов.
(Я текст просматривал, и явные ляпы почистил, но, может быть, что-то и упустил)

Социализм, как и всё наиболее важное, будет скорее тенденцией, чем строго определенной формой доктрины. Определение социализма, конечно, может включать в себя множество взглядов, которые нельзя назвать социалистическими, но исключая их, можно назвать другие. Но я думаю, мы прейдем к общему понятию социализма, определив его, как общественную собственность на землю и капитал.
Общественная собственность может быть реализована только в демократическом государстве, и не может существовать в государствах, которые таковыми не являются. Общественную собственность можно рассмотреть и с другой позиции, с точки зрения коммунистического анархизма, она воспринимается как свободная ассоциация мужчин и женщин, которая существует в обществе без насильственного притязания со стороны государства. Одни социалисты ожидают переход к общественной собственности внезапно и вследствие катастрофической революции, в то время как другие предполагают постепенное её появление сначала в одной отрасли, потом в другой. Одни будут настаивать на полном приобретении земли и капитала обществом, а другие будут рассматривать медленное приобретение земли в частную собственность, при условии, что она не будет слишком большой и влиятельной. Вот такая форма совместно с демократией, отменяет целостность капиталистической системы. Различие между социалистами, анархистами и синдикалистами отражается в значительной степени в видах демократий которые им предпочтительней. Традиционный социализм совместим с парламентской демократией в сфере государственного управления, аренда земельной собственности несущая видимые убытки, исчезает вместе с исчезновением капитализма. Анархизм и синдикализм, с другой стороны, как объекты парламентской системы, значительно отличаются методом политического регулирования общества. Но все они одинаково являются демократическими в том плане, что они направлены на ликвидацию различных привилегий и всякого рода неравенств: все одинаково равны в обществе. Все три идеологии так же имеют различные представление в плане экономической системы. Эти политические течения схожи в мыслях о том, что система наемного труда является средством эксплуатации рабочих в интересах имущих классов, что общественная собственность, в той или иной форме, является единственным способом вернуть свободу производителям. Но в рамках данной доктрины есть много расхождений, и даже среди социалистов, есть большое разнообразие школ.
Социализм, как мощное движение в Европе, начинается с идей Маркса. Правда то, что до него как в Англии, так и во Франции существовали социалистические теории. Верно так же и то, что во Франции во время революции 1848 года, социализм на короткий срок приобрел значительное влияние в государстве. Но социалисты, предшествовавшие Марксу как правило занимались утопическими мечтами и не находили отражения в создании сильной и крепкой политической партии. Маркс, в сотрудничестве с Энгельсом, смог создать гармоничную социалистическую доктрину, которая наиболее правдоподобно доминировала в сознании большинства людей, и образовали международное социалистическое движение, которое продолжает расти во всех европейских государствах на протяжении последних пятидесяти лет.
Для того что бы понять учения Маркса, необходимо понять то влияние, под которым формировалось его мировоззрение. Он родился в 1818 году в Трире в Рейнской провинции, его отец был служащий в суде, еврей, который формально принял христианство. Маркс изучал юриспруденцию, философию, политическую экономию и историю в немецких университетах. В философии он впитал идеи Гегеля, который был в то время в зените славы, и эти идеи доминировали в уме Маркса на протяжении всей его жизни. Как и Гегель, он видел в истории - развитие идей. Он задумал изменение в мире, формируя логическое развитие, в котором одна фаза революции переходит в другую, являясь её противоположностью - концепция, которая является твердой абстракцией и вера в революцию, а не в эволюцию. В более позднем возрасте в учении Маркса от идей Гегеля ничего не осталось. Маркс был блестящим студентом, и мог быт быть профессором или должностным лицом, но его радикальные взгляды привели его к трудным жизненным путям. Уже в 1942 году он стал редактором газеты, которая была запрещена Прусским правительством уже на следующий год из-за прогрессивных взглядов. Это побуждает его уехать в Париж, где он становится известен как социалист, и приобретает знания своих французских предшественников. Здесь в 1844 году он начинал свою пожизненную дружбу с Энгельсом, который имел своё дело в Манчестере, где он познакомился с Английским социализмом, перенявший его в своей концепции. В 1845 году Маркс вместе с Энгельсом были высланы из Парижа и поселились в Брюсселе. Там он создал Товарищескую ассоциацию немецких рабочих и регламентирующий её документ. Благодаря своей деятельности в Брюсселе, Маркс стал известен немецкой коммунистической лиги в Париже, которые попросили его совместно с Энгельсом разработать для них манифест, который появился в января 1848 года. Это знаменитый Коммунистический манифест, в котором впервые была изложена система Маркса. Он появился в счастливый момент. На следующий месяц, в феврале, в Париже вспыхнула революция, которая в марте распространилась и на Германию. Страх перед революцией привел Брюссельское правительство к решению выслать Маркса из Бельгии, но революция в Германии позволила ему вернуться на родину. В Германии он вновь начал писать агитации, что привело вновь к конфликту с властями. В 1849 году его деятельность была подавлена властями, и он был выслан из Пруссии. Он вернулся в Париж, но был выслан от туда так же. Это вынудило его поселиться в Англии - в то время убежище для друзей свободы - там он и прожил до конца своих дней, до 1883 года.
Большую часть своего времени он был занят написанием своей легендарной книги «Капитал». Его остальные наиболее значимые работы в последующие годы были связаны с созданием и распространением Международной Ассоциацией рабочих. С 1849 большую часть своего времени он проводит в Британском музее, собирая, благодаря своему Германскому терпению, материалы для официального обвинения капиталистического общества, сохраняя свое влияние на интернациональное социалистическое движение. В идеях Маркса можно выделить три основополагающие доктрины: первая, материальная интерпретация истории, вторая, это закон концентрации капитала, и третья, классовая борьба.
1.Материалистическое понимание истории.
Маркс считает, что все явления, которые происходят в человеческом обществе, носят в себе материальный характер, который характеризуется экономической системой. Политическая конституция, законы, религия, философия - все это в общих чертах, считает он, продукт экономической деятельности людей. Было бы не правильно представлять его как будто бы он считал осознанные экономические мотивы единственно важными; правда состоит в том, что экономка формирует характеры и представления людей и это первостепенный источник того, что присутствует в сознании людей. Он применил свою доктрину в особенности к двум революциям, к той, которая уже случилась, и к той, которая должна будет еще произойти. Революция, которая уже случилась это та, где буржуазия боролась против феодализма, которая в частности находит свое отражение в Великой Французской революции. Другая в будущем будет революция рабочих, или пролетариата, против буржуазии, которая учредит Социалистическое Государство. Всё движение в истории рассматривается им в качестве необходимого, как результат от материальных причин, действующих на людей. Он не является большим сторонником Социалистической революции как предсказывает. Он считает, правда, что она будет полезной, только он больше заинтересован в доказательстве о ее неизбежности. Это же чувство неизбежности видно в его убеждении о зле капиталистической системы. Он не осуждает капиталистов за их жестокости, которые имели место быть; просто он указывает на то, что им присуще быть жестокими, пока существует частная собственность на землю и капитал. Но их тирания не будет длиться вечно, так они порождают силу которая, в конце концов, их самих, же и разрушит.

2.Закон концентрации капитала
Маркс делает вывод, что капиталистические предприятия становятся все более крупными Он предвидел замену свободной конкуренции трестами и предположил что число капиталистический предприятий будет уменьшаться размер каждого отдельного предприятия увеличиваться. Он предположил, что данный процесс должен уменьшить не только количество предприятий, но и число самих капиталистов. Действительно, он исходил из того , что каждый бизнес должен принадлежать одному человеку Соответственно, он ожидал, что люди будут покидать ряды капиталистов, переходя в пролетариат, и капиталистов, со временем, будет становиться все меньше и меньше. Он применил этот принцип не только к промышленности, но так, же и к сельскому хозяйству. Он полагал, что землевладельцев будет становиться все меньше, а их владения будут становиться все больше. Этот процесс должен был делать беды и несправедливости капиталистической системы все более и более бросающимися в глаза и все сильнее стимулировать оппозиционные силы.
3.Война классов
Маркс предполагает острый антагонизм рабочих и капиталистов. Он думает, что в скором времени каждый человек будет либо полностью одним, либо другим. Рабочий, который ничего не имеет, эксплуатируется капиталистами, которые обладают всем. Как капиталистическая система работает самостоятельно и становится более ярко выраженной, так и оппозиция буржуазии и пролетариата становится все заметнее. Два класса, так как у них антагонистические интересы, находятся в состоянии классовой борьбы, которая порождает разрушительные силы внутри самого капиталистического режима. Рабочие научились объединяться против эксплуататоров, сначала локально, на интернациональном уровне, затем на международном. Когда они научатся объединяться интернационально, они должны победить. Тогда они должны издать постановление, о том, что все земли и капитал должны находиться в общей собственности; тогда эксплуатация прекратится; тирании со стороны капиталистов возможно больше не будет; там больше не будет разделения общества на классы, и все люди будут свободны. Все эти идеи уже содержатся в «Коммунистическом манифесте», работе, поражающей своей силой и энергией, в которой формулируется в кратком содержании колоссальные мировые силы, принадлежащие к эпической битве, и неминуемое завершение. Эта работа очень важна для развития социализма и дает такое превосходное изложение доктрины, которая более подробно и педантично будет изложена в «Капитале», ее главное положение следует знать всякому кто желает понять, почему марксистский социализм имел такое влияние на ум и воображение большой части лидеров рабочего класса.
«Призрак бродит по Европе», его начало, «Призрак коммунизма». Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям, так и своим
реакционным противникам?
В существовании классовой борьбы нет ничего нового: « История всех до сих пор существовавших обществ, была историей борьбы классов». В этой борьбе классов «всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».
«Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат». Затем следует история падения феодализма, руководствуясь описанием буржуазии как революционной силы. «Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль». «Эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой». «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару». «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые». Феодальные отношения стали оковами: « Они должны были разорваться на части, и они были разорваны…подобное же действие совершается на наших глазах. Оружие, которым буржуазия ниспровергла феодализм, направляется теперь против самой буржуазии. Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих, пролетариев».
Затем формулируются причины обнищание пролетариата. «Издержки на рабочего сводятся, поэтому почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода. Но цена товара, а, следовательно, и его труда, равна издержкам его производства. Поэтому в той же самой мере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата. Больше того: в той же мере, в какой возрастает применение машин и разделение труда, возрастает и количество труда».
«Современная промышленность превратила маленькую мастерскую патриархального мастера в крупную фабрику промышленного капиталиста. Массы рабочих, скученные на фабрике, организуются по-солдатски. Как рядовые промышленной армии, они ставятся под надзор целой иерархии унтер-офицеров и офицеров. Они - рабы не только класса буржуазии, буржуазного государства, ежедневно и ежечасно порабощает их машина, надсмотрщик и прежде всего сам отдельный буржуа-фабрикант. Эта деспотия тем мелочнее, ненавистнее, она тем больше ожесточает, чем откровеннее ее целью провозглашается нажива».
В манифесте говорится следующие по поводу роста классовой борьбы. «Пролетариат проходит различные ступени развития. Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием. Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных производственных отношений, но и против самих орудий производства».
«На этой ступени рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную конкуренцией массу. Сплочение рабочих масс пока является еще не следствием их собственного объединения, а лишь следствием объединения буржуазии, которая для достижения своих собственных политических целей должна, и пока еще может, приводить в движение весь пролетариат».
«Столкновения между отдельным рабочим и отдельным буржуа все более принимают характер столкновений между двумя классами. Рабочие начинают с того, что образуют коалиции против буржуа; они выступают сообща для защиты своей заработной платы. Они основывают даже постоянные ассоциации для того, чтобы обеспечить себя средствами на случай возможных столкновений. Местами борьба переходит в открытые восстания.
Рабочие время от времени побеждают, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является не непосредственный успех, а все шире распространяющееся объединение рабочих. Ему способствуют все растущие средства сообщения, создаваемые крупной промышленностью и устанавливающие связь между рабочими различных местностей. Лишь эта связь и требуется для того, чтобы централизовать многие местные очаги борьбы, носящей повсюду одинаковый характер, и слить их в одну национальную, классовую борьбу. А всякая классовая борьба есть борьба политическая. И объединение, для которого средневековым горожанам с их проселочными дорогами требовались столетия, достигается современными пролетариями, благодаря железным дорогам, в течение немногих лет.
Эта организация пролетариев в класс, и тем самым - в политическую партию, ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими рабочими. Но она возникает снова и снова, становясь, каждый раз сильнее, крепче, могущественнее. Она заставляет признать отдельные интересы рабочих в законодательном порядке, используя для этого раздоры между отдельными слоями буржуазии».
«Жизненные условия старого общества уже уничтожены в жизненных условиях пролетариата. У пролетария нет собственности; его отношение к жене и детям не имеет более ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия - все это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы.
Все прежние классы, завоевав себе господство, стремились упрочить уже приобретенное ими положение в жизни, подчиняя все общество условиям, обеспечивающим их способ присвоения. Пролетарии же могут завоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой собственный нынешний способ присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор способ присвоения в целом. У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность.
Все до сих пор происходившие движения были движениями меньшинства или совершались в интересах меньшинства. Пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства. Пролетариат, самый низший слой современного общества, не может подняться, не может выпрямиться без того, чтобы при этом не взлетела на воздух вся возвышающаяся над ним надстройка из слоев, образующих официальное общество».

рабочее движение, Рассел, переводы, история Нового Времени, Англия, философия Нового Времени

Previous post Next post
Up