Благодарю за идею и информацию
Наталья СтальмошенкоНорманисты постоянно приводят «скандинавские» фибулы как неоспоримое доказательство присутствия и правления скандинавов на Руси. По их воззрениям тот, кто пользовался фибулой, был норманном, да ещё и из знати!!! Фибулы выдают за этнические маркеры. То, что для доказательства именно правления норманн, (или кого-либо ещё) одного этого недостаточно и нужны более весомые археологические и письменные доказательства наших оппонентов не смущает. Ведь хоть где-то есть подтверждение их теории!!! Так как таковых вообще немного (их, на мой взгляд, нет) они цепляются за каждое мёртвой хваткой и игнорируют все объяснения. Не только скандинавы могли носить эти застёжки!!! И не только в Швеции и на Руси их находят...
Но сегодня не об этом. Если по многочисленным заверениям норманистов предмет одежды - 100% доказательство проживания и господства на этой территории скандинавов, то это относится ко всем народам (по их логике).
В Шведской Бирке найдены славянские пояса и рубашки. Они носили нашу одежду!!!
Начнем с того что по свидетельству Адама Бременского славяне присутствовали в Бирке в 11 веке:
«Жители Бирки часто подвергаются нападениям пиратов, которых там великое множество… В это место, поскольку оно является наиболее безопасным в приморских районах Швеции, имеют обыкновение регулярно съезжаться по различным торговым надобностям все суда данов или норманнов, а также славян и самбов; бывают там и другие народы Скифии.»
Дальше - больше.
"Уже в самых ранних могилах Бирки (IX в.) обнаружены остатки вышитых полотняных рубашек (илл. 12). Этот чуждый для Скандинавии вид одежды, очевидно, был позаимствован у восточных славян"
И взято это не из книги злостного антинорманиста, а вот отсюда: Hagg I. Kvinnodrakten in Birka. Livplaggens rekonstruktion pa grundval av det arkeologiska materialet. Uppsala, 1974.
Вот что я почерпнул из Википедии: Инга Хегг - шведский археолог, специализирующаяся на текстильной археологии. Изучала костюмы Бирки.
Прочитал же я об этом в «Славяне и скандинавы: Пер. с немецкого/ Общ. ред. Е. А. Мельниковой. - М.: Прогресс, 1986.»
Есть ещё данные
В Лунде (город на юге
Швеции) найдено 10 тысяч глиняных горшков славянского типа. Седов.
«Южнобалтийская керамика известна в большом количестве вплоть до Средней Швеции, и в Х в. она преобладала в Бирке». Фомин ссылается на «Ковалевский С.Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М., 1977. С. 39; Мельникова Е.А., Петрухин В.Я., Пушкина Т.А. Древнерусские влияния в культуре Скандинавии раннего средневековья (К постановке проблемы) // История СССР. 1984. № 3. С. 52; Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 26, 32, 52, 119, 368, примеч. 39.»
И на Руси она встречается. «Особенно впечатляют масштабы распространения керамики южнобалтийского облика (фельдбергской и фрезендорфской), охватывающей собой обширную территорию до Верхней Волги и Гнёздова на Днепре, и удельный вес ее среди других керамических типов в древнейших горизонтах культурного слоя многих памятников Северо-Западной Руси: Старой Ладоги, Изборска, Рюрикова городища, Новгорода, Луки, Городка на Ловати, Городка под Лугой, Белоозера и других (так, на посаде Пскова эта керамика составляет более 81 %, в Городке на Ловати около 30 %, в Городке под Лугой ее выявлено 50 % из всей достоверно славянской). На основании чего археологи В.Д.Белецкий, В.В.Седов, Г.П.Смирнова, В.М.Горюнова, С.В.Белецкий, К.М.Плоткин, Е.Н.Носов в 1960-1980-х гг. вели речь о переселении в северо-западные земли Руси жителей Южной Балтики.
http://admgorod.admrussa.ru/?wiev=517&show«А ведь именно керамика является одним из самых надёжных признаков той или иной археологической культуры, а в более позднее время - народности. Пожалуй, даже более надёжным, чем тип захоронения (последний явно менялся при смене верований). И это правильно. Хотел бы я видеть купца, который потащит горшки через море. Не долго же он поторгует.
Нет, керамику, скорее всего, делали на месте. И если в Швеции много обычной домашней посуды южнобалтийского типа, то, очевидно, что либо её делали там славяне, либо шведские ремесленники хорошо перенимали чужие формы и приёмы. Но в первом случае трудно говорить о господстве викингов над Балтикой, а во втором ясно, что точно так же (даже с большей вероятностью) формы скандинавских украшений могли перениматься мастерами на других берегах моря.»
http://www.e-reading.by/chapter.php/1005496/49/Zvyagin_-_Put_iz_varyag_v_greki_tysyacheletnyaya_zagadka_istorii.html Тут тоже про керамику:
http://nap1000.livejournal.com/84066.htmlЛебедев, норманист:
«Характерная особенность "элитарной культуры" Бирки - её насыщенность восточными и особенно восточноевропейскими элементами… В погребениях Бирки представлены восточноевропейские дружинные наборные пояса, сумки-ташки, восточного покроя шаровары, запашная одежда (типа кафтана) с бронзовыми пуговицами и тесьмой по краю, меховые "русские шапки", женские плиссированные льняные и шёлковые рубахи, бусы и другие виды украшений»
В Скандинавии обнаружено более 30 славянских подвесок-лунниц и височные кольца, предмет славянского женского костюма. Седов.
«В Бирке в двух богатых мужских могилах найдены украшения с зернью, которые в Скандинавии не делались до второй половины X века. Причём, у одного «владельца» этих украшений ещё и топор салтовского типа. Вообще, в Скандинавии найдено 12 топоров с оттянутым внизу лезвием, придуманных на Руси, и много иного оружия. В основном, тоже столь любимых викингами топоров.»
http://www.e-reading.by/chapter.php/1005496/49/Zvyagin_-_Put_iz_varyag_v_greki_tysyacheletnyaya_zagadka_istorii.html«Новгородские» и «южные» пояса в Скандинавии.
«Около 29 пунктов с находками целых поясов и отдельных накладок на пояс «новгородского» типа стали известны на территории материковой Швеции (регион озера Меларен, провинции Уппланд и Сёдерманланд - центральные районы средневекового шведского государства) и на острове Готланд (рис. 2). Поясные накладки «новгородского» типа - только часть многочисленной ременной гарнитуры «восточного» облика в Скандинавии. Всего по каталогу Лены Тунмарк-Нюлен на Готланде учтены 21 пояс с «восточными» накладками и 69 «восточных» поясных накладок из случайных сборов.
Отдельные элементы «новгородских» поясов, а также подражания «новгородским» поясным накладкам найдены в Южной Финляндии и на Карельском перешейке. В отличие от Швеции, в могильниках Финляндии попадаются, преимущественно, только отдельные накладки «новгородских» типов, но еще чаще - местные подражания таким накладкам.
На территории Средней Швеции древнерусские поясные накладки обнаружены, преимущественно, только в раннехристианских мужских трупоположениях. Единственным исключением из этого ряда стала находка пояса из женского погребения на острове Оланд в провинции Смоланд. Большинство захоронений с поясами располагались на кладбищах сельских общин, за пределами торговых мест, часто не более одного пояса на один могильник.
Шведская исследовательница Лена Тунмарк-Нюлен относит готландские находки из могильников с трупоположениями, в том числе и «восточные» пояса, к XI - XII вв. Эту датировку подтверждают многочисленные вещи, выполненные в скандинавском стиле Урнесс, обнаруженные вместе с поясами «новгородских» типов. В каталоге Ингмара Янссона, посвященном «восточным» импортам в Скандинавии, все накладки «новгородских» типов отнесены к «поздней эпохе викингов», т.е. к периоду с конца X по начало XII в. Однако, как мне кажется, эти поясные наборы существовали в культуре только одного-двух поколений первых христиан Новгородской земли и Средней Швеции.
Вместе с тем, одновременно с поясами «новгородского» типа в средневековой Швеции распространялись пояса, украшенные в иной, художественной традиции. Эти ременные украшения восточного облика относятся к одному с «новгородскими» поясами временному периоду (XI - XII вв.) и обнаружены на тех же могильниках, в раннехристианских трупоположениях. Они отличаются от «новгородских» поясных накладок как своеобразным художественным обликом, так и иным технологическим исполнением (рис. 4). Данные поясные бляшки изготовлены из медного сплава, но их поверхность покрыта «белым» металлом (по-видимому, свинцово-оловянистым сплавом) и украшена орнаментом в технике чернения. Орнамент на накладках имеет более глубокие канавки, чем это обычно принято на ременной гарнитуре, вероятно, специально для украшения чернью.
В Швеции находки таких ременных украшений не выходят на пределы острова Готланд (кроме саамского погребения в Вивален и на острове Готска Сандом - по одной накладке «щитовидной» формы). Они представлены двумя типами блях, которые можно обозначить как накладки: «сердцевидной» и «геральдической» или «щитовидной» формы (рис. 4, 1, 2). В отличие от рельефной поверхности накладок «новгородского» типа, поверхность этих блях плоская, орнамент вырезан на поверхности блях, заполнен чернением и затем покрыт «белым» металлом, видимо, имитирующим серебро. На острове Готланд некоторые их этих поясов обнаружены в погребениях вместе с западноевропейскими металлическими мисками (вторая половина XI в.). Густав Тротциг считает, что эти погребения с латунной посудой принадлежали представителям верхушки островного общества.
Только в двух погребениях из Вивален в шведской Лапландии, датированных XI в., и в могильнике Башальдер / Barshalder накладки «новгородского» и «южного» типа раз встречены в составе одного поясного набора.
В Восточной Европе одной из немногих аналогий этим редким готландским находкам стала накладка, обнаруженная в древнерусском слое города Саркел - Белая Вежа (рис. 4, 3). Датировка, формы и техническое исполнение группы восточных поясов с острова Готланд позволяют нам связать их с регионом Южной Руси. Для того чтобы отличать данные поясные наборы от «новгородских», предлагаю условно назвать их поясами «южной» группы (всего автором учтено 16 пунктов с поясами и накладками «южной» группы). Конечно же, «южная» группа поясной гарнитуры не исчерпывалась только двумя типами металлических поясных блях. Вероятно, на юге Древней Руси разнообразие поясных украшений было больше, чем мы сейчас знаем.
Во время недавних раскопок в центре Киева в слоях XI - XIII вв. «города Ярослава» украинские исследователи обнаружили две бляшки сердцевидной формы, полностью аналогичные форме и орнаменту поясной гарнитуры «южной» группы с о. Готланд. Вероятно, несколько находок поясных накладок «южной» группы происходят также из сборов подъемного материала на месте средневекового города Белоозеро. По внешнему облику очень близок к этим накладкам пояс с сердцевидными бляхами, украшенными черненым орнаментом, из «княжеского» погребения XI в., обнаруженного в 1938 г. в Десятинной церкви в Киеве.
На мой взгляд, пояса «южного» типа были привезены на Готланд с территории Южной Руси, где еще с X в. получила распространение техника чернения. Малочисленность находок древнерусских поясов «южной» группы на территории Киевской земли, по-видимому, объясняется изменением погребального обряда и более пристальным вниманием церковных властей за его соблюдением. Находка подобного пояса в Десятинной церкви может свидетельствовать о моде на подобный тип украшения у верхушки киевской аристократии.
Как мне кажется, совершенно не обоснована точка зрения о местном, готландском происхождении этих поясов. Если на древнерусских землях почти целое X столетие традиция ношения наборных поясов распространялась в «дружинной» среде и тиражировалась местными ремесленниками, то в Швеции эта традиция полностью отсутствовала вплоть до начала XI в. Конечно же, в Швеции «новгородские» и «южные» пояса часто дополняли местными типами пряжек или разделителями в стиле Урнесс. Однако, на мой взгляд, этих деталей недостаточно для констатации факта местного, шведского происхождения некоторых типов наборных поясов. Скорее всего, в Швеции замене подвергались наиболее часто ломающиеся детали конструкции - рамки на пряжках, заклепки, крючки, но не более. Исключением являлся могильник викингов Бирка, где сохранились погребения с восточными поясами и кафтанами. Скорее всего, эти погребения Бирки принадлежали купцам, приехавшим с территории Древней Руси. За пределами Бирки «восточные» ременные бляхи чаще всего находят в составе женских ожерелий.
Вероятно, древнерусские пояса могли распространиться в Швеции вместе с купцами, которые бывали в Новгороде и, возможно, принимали крещение или оглашение. Эту версию подтверждают находки в торговых местах, таких как готландская торговая гавань Фрёйель, Кёпинсвик - гавань на острове Оланд и город-порт Сигтуна, где поясные бляшки обнаружены как в культурном слое поселений, так и в могилах горожан. Распространение моды на подобные украшения подтверждает тот факт, что часть из них была изготовлена по оттиску, т.е. копировалась с оригинальных образцов. Эти находки и находка пояса в «княжеском» погребении в Киеве указывают на то, что и в первой половине XI в. пояса с металлическими накладками еще продолжали носить в среде древнерусских дружинников и окружении князей. Происхождение этой быстро распространившейся традиции в Швеции может быть двояким: копирование моды русской элиты, с которой шведы сталкивались в Новгороде, и ее распространение вместе с крещеными шведами.»
Если применить логику норманистов... Но не будем впадать в маразм. Шведы просто заимствовали у славян одежду. Но почему славяне не могли просто покупать\заимствовать у них фибулы? Вопрос для норманистов, ибо все адекватные уже поняли, что это результат совместного соседского проживания и заимствования без колонизации возможны. Это капкан для норманиста. Что бы не допустить славянского господства в Швеции ему придётся отказаться от своей логики и тогда признать, что и фибулы не означают господства норманн на Руси.
Можно всё списать на происки антинорманистов но про рубашки мы узнали из изысканий шведского археолога.