Славяне в Скандинавии. IV-3

Mar 21, 2014 15:39

IV.Славянская колонизация, присутствие и влияние в Скандинавии.

Сконе.

Не менее ощутимое славянское присутствие и в принадлежавшей Дании области Сконе на юго-западе Скандинавского полуострова в современной Швеции. Заметная концентрация «балтийской керамики» в Сконе известна из Лёддекёпинге, Боргеби, Лунда, Дальби, Мёллехольмена, Эрсьё, Истада и Бьёреьё. Все эти населённые пункты расположены неподалёку друг от друга в южной части Сконе, что позволяет рассматривать это явление в совокупности.



илл. 30. Некоторые места находок «балтийской» керамики в Сконе (по V. Martens, 2001) .

Славянскую или «балтийскую керамику» находят в Сконе повсеместно и в огромных количествах, так, что она с большим отрывом преобладает над прочими типами, в том числе и местными скандинавскими, которых, чем дальше на север, встречается всё больше. Как замечает В. Мартенс: «Балтийская керамика известна практически из всех археологически исследованных мест в Сконе: из городов, деревень и других мест находок всей «викингской эпохи» и раннего средневековья. В расположенных вдали от моря поселениях также встречается и более грубый тип керамики очень плохого качества - так называемая местная традиция керамики викингской эпохи»18. В ещё одном важном датском городе, Лунде, славянская керамика сосотавляет более 90% находок в наиболее древних и до 70 % в поздних слоях, а местная «викингская» не встречается и вовсе.



илл. 31. Доля славянской керамики (Ostseeware) в раннесредневековом Лунде 1100-1150 гг, по находкам в районе Mynten (по V. Martens, 2001).

Исследователи, однако, связывают её не с импортом из славянских земель, а предполагают изготовление её в Сконе по славянским образцам. Очевидно, что навыки изготовления качественной керамики славянского типа были занесены сюда славянскими поселенцами с юга Балтики, так как именно в Мекленбурге встречаются прототипы находимых в Сконе форм. В качестве такой славянской колонии в Сконе можно назвать островное поселение в Мёллехольмене, наряду соседним поселен Хёкён являющихся пока что единственными, напрямую связываемыми со славянскими колониями в Сконе.



илл.32. Островные славянские поселения Мёлленхольмен и Хёкён на юге Сконе (по R. Kelm, 2000).

За это говорит не только само характерное для славян южной Балтики островное расположение поселения, но и сам спектр находок. Вся найденная здесь керамика принадлежала к славянским типам:  Випперов (41,9 %), Тетеров (14,1 %), Вардер (14,1 %), Бобцин (15,9 %), Менкендорф (11%), Гарц (2,6%) и Фрезендорф (0,4%).



илл.33. Керамика из Мёлленхольмена (по V. Martens, 2001)

Непосредственный импорт археологи связывают лишь с одним славянским сосудом из Мёллехольмена, отличавшимся отделкой и составом глины, для других же, как и в прочем Сконе предполагается местное изготовление. Однако, сосуды из Мёлленхольмена в тоже время несколько отличаются формой краёв от прочих сконских имитаций славянской керамики и ближе к южнобалтийским прототипам, на основании чего принимается, что первые славянские поселенцы привезли с родины славянские сосуды, по примеру которых и стали изготавливать керамику уже в Сконе. Поселение в Мёлленхофене датируется 11 веком, приблизительно тем же периодом, когда славянская керамика доминировала в Лунде. Кроме того, о связи жителей Мёлленхольмена со славянами говорят и другие находки из поселения - пряжка ремня и саксонский пфенинг, какие были в то время в повсеместном употреблении среди славян южной Балтики.



илл. 34. Пряжка ремня и саксонский пфеннинг из Мёлленхольмена (по V. Martens, 2001)

Ближайшие параллели пряжке ремня археологи находят в центральной Польше, однако, предполагают изготовление его в Киевской Руси. Примечательно, что колонии балтийских славян в Скандинавии зачастую выказывают близкую связь этих колонистов с Киевской Русью и очевидно указывают на то, что колонизация Скандинавии осуществлялась группами балтийских славян, поддерживающих активные связи с Русью и часто плававших в Восточную Европу. По аналогиям типов керамики археолог Р.Кельм связывал основание поселений в Мёлленхольмене и Хёкёне со славянскими колонистами из северо-восточного Мекленбурга, устья Одры:

«Комплекс Мёлленхольмен-Хёкён, имевший исключительное положение среди археологически известных одновременных с ними местных поселений по материалу находок и расположению на местности, по всей видимости указывает на более или менее однородную часть славянского населения. Переселение этой группы северо-западнославянских поселенцев, вероятно происходивших из приграничного региона вильцев и поморян в устье Одры, можно датировать второй четвертью 11 века»19 (с.86)

Кроме указанных на приведённой выше карте мест, находки славянской керамики известны в Сконе и в других местах, к примеру в крепости Треллеборг.



илл. 35. Керамика типа «Менкендорф» из крепости Треллеборг (по N.-K. Liebgott, 1978)

Р. Кельм упоминает также землянки славянского типа, найденные в Lilla Köpinge и Malmö в Сконе (Kelm R., 2000, S.68-69).

Борнхольм.

На острове Борнхольм, расположенном к западу от Рюгена, славянская колонизация имела ещё более впечатляющие размахи, чем на Сконе. Она прослеживается тут по полному набору археологических находок: керамике, височным кольцам, славянским оковкам ножен и др. соотносимых со славянской культурой вещами, чему в 2008 году датский археолог Магдалена Наум посвятила целую книгу «Славянская миграция и заселение на острове Борнхольм в раннем средневековье», вышедшую отдельным томом лундской серии археологических исследований, и ставшую одной из немногих, где о славянской колонизации датских островов говориться уверено и напрямую. Анализируя многочисленный материал из поселений и погребений, исследовательница приходит к выводу:

«Славянская миграция на Борнхольм могла носить как спланированный, так и принудительный характер…Некоторые переселенцы могли быть связаны с правящим классом, быть купцами или воинами, другие же были имевшими определённые навыки в ремесле крестьянами, мужчинами и женщинами. Некоторые из них могли уже иметь представление об острове на острове, на основании того, что они слышали и видели. Для других же, особенно для тех, переселение которых имело принудительный характер, это переселение могло стать печальным опытом переездом от семьи и родного дома в незнакомые края»20

Однако, если о причинах и обстоятельствах славянского заселения Борнхольма, ввиду отсутствия письменных свидетельств того времени, могут быть лишь крайне предположительные выводы, одно остаётся ясным - колонизация эта носила весьма широкие масштабы. Находки керамики исчисляются многими сотнями экземпляров, оковок ножей и височных колец - многими десятками.



илл.36. Места находок «балтийской» керамики на Борнхольме (по M. Naum, 2008)





илл.37. Данные по находкам «балтийской керамики» на Борнхольме, славянские прототипы этой керамики и общее число находок - 628 ( по M. Naum, 2008 )

По спектру распространения славянских типов керамики Борнхольм более всего походит на западнославянские города и поселения Западного Поморья, региона устья Одры. Потому, как и для Сконе эту область можно предположить как вероятную прародину колонизировавших Борнхольм славян.



илл.38. Доли керамики разных славянских типов в южнобалтийских городах и Борнхольме ( по M. Naum, 2008 )



илл.39.Карта мест находок височных колец на Борнхольме ( по M. Naum, 2008 )



илл. 40.Некоторые из найденных на Борнхольме западнославянских височных колец с указанием мест находки ( по M. Naum, 2008 )



илл.41. Места находок оковок ножен славянского типа на Борнхольме ( по M. Naum, 2008 )



илл.42. Некоторые из типов оковок ножен с Борнхольма ( по M. Naum, 2008 )



Илл. 43.Типы славянских оковок ножен, места их находок на Борнхольме и общее их число - 69 ( по M. Naum, 2008 )

Нередки здесь и славянские погребения, представленные трупоположениями со славянским инвентарём. Как замечает М. Наум:

«Исследования ритуалов, или, вернее, материальных остатков ритуалов, дают представление о двух пересекающихся процессах, в разной степени оказывавших влияние на социальную, политическую и культурную среду раннесредневекового Борнхольма. Одним из них была славянская миграция или  группы славян, поселявшихся на острове, другой было укрепление связей и контроль острова Датским королевством, осуществлявшихся посредством христианизации, нового административного деления и изменения структур власти.»21
Наличие богатого инвентаря в уже по всей видимости христианские погребения в гробах, во множестве найденные на Борнхольме не имеют аналогов в местных скандинавских традициях, но в тоже время широко известны у славян юга Балтики, из-за чего погребения эти и связывают со славянами. Такие погребения известны из нескольких борнхольмских кладбищ и представлены там в большом числе (более 62 %). Сам инвентарь также славянского происхождения или традиции - уже упомянутые выше оковки ножей, височные кольца и «балтийская керамика».



Илл.44. Захоронения с нетипично богатым инвентарём в Мункегард, Борнхольм ( по M. Naum, 2008 )



Илл.45. Славянские бусины из захоронений в Грёдбигард, Борнхольм ( по M. Naum, 2008 )



Илл.46. Височные кольца и бусины из захоронений в Грёдбигард, Борнхольм ( по M. Naum, 2008 )

Однако, славянская и даже «вендская» топонимика здесь неизвестна, чему, по всей видимости, ещё предстоит найти объяснение. Можно отметить и большое число находок кладов на Борнхольме, многие из которых были оставлены в славянских горшках.



илл. 47. Карта находок кладов и захоронений на Борнхольме ( по M. Naum, 2008 )

Помимо того, что многие борнхольмские клады оставлены с посуде славянского типа, нередки и находки в них славянских украшений.



илл.48. Славянские украшения из найденного на Борнхольме клада ( по M. Naum, 2008 ).



илл. 49. Клад 11 века в «балтийской керамике» с острова Борнхольм (по N.-K. Liebgott, 1978).

Остров расположен практически в центре моря между Скандинавией и Поморьем и лежал как раз посередине морского торгового пути из южной Балтики в Киевскую Русь. Большая концентрация кладов, как и следы славянских переселенцев, сконцентрированы в одних и тех же местах, что позволяет предположить связь между славянскими поселенцами острова и торговлей. Возможно, славянская колонизация Борнхольма была связана с обеспечением остановок купцов в их пути на восток и с востока или же напротив с пиратскими нападениями на проплывавших по этому торговому пути купцов. Так или иначе, можно предположить заинтересованность славян в контроле на Борнхольмом именно для контроля торговых путем между южной Балтикой, Русью и Скандинавией (илл.48 ) Наиболее активным торговым регионом, с наибольшей концентрацией торговых центров, импорта и кладов в балтийскославянских землях было устье Одры, так что сходство спектра борнхольмской керамики с типами керамики этого региона выглядит вполне естественным. С другой стороны, многое говорит, что посредниками в торговле и контроле этого участка южной Балтики до 12 века были не сами поморяне, а рюгенские славяне.



Илл. 50. Карты находок славянских оковок ножен и височных колец (сверху) и гирек, указывающих на торговлю (внизу) на острове Борнхольм ( по M. Naum, 2008 )

Такая же ситуация наблюдается и на другом, расположенном в центре Балтики острове Готтланд, бывшем пристанищем пиратов и где также известна ещё большая концентрация кладов и славянские находки. И то и другое отчётливо показывает активность балтийских славян в торговле с восточной Европой и их далеко не подчинённую, а напротив, самую активную роль и контроль над участками и остановками на этом торговом пути. 
К сожалению, письменные источники также не запечатлели этого настолько важного для понимания истории региона эпизода славянско-скандинавских отношений. Из связей острова с балтийскими славянами можно привести лишь очень поздний поход рюгенского князя Яромара II. на Борнхольм в 1259 году по просьбе лундского епископа, и разрушения им там крепости короля Кристофа Лиллеборг.

Швеция.

Славянское присутствие на этих землях будет рассмотрено менее подробно, но вовсе не потому, что там его не известно, а лишь потому, что материала по этому вопросу у меня на данный момент пока меньше, к тому же целью статьи ставился не полный анализ славянских следов, а лишь ознакомительный обзор. Кроме славянских находок в юго-западной части современной Швеции, на которые уже было указано в разделе об области Сконе, можно отметить и славянское присутствие в Бирке.

Адам Бременский упоминает присутствие славян в шведском торговом центре Бирке в 11 веке, сообщая, что: «жители Бирки часто подвергаются нападениям пиратов, которых там великое множество…В это место, поскольку оно является наиболее безопасным в приморских районах Швеции, имеют обыкновение регулярно съезжаться по различным торговым надобностям все суда данов или норманнов, а также славян и самбов; бывают там и другие народы Скифии»

Археология вполне это подтверждает, кроме приведённых выше карт с находками многочисленных славянских вещей в Бирке (см. главу I), можно привести сообщение немецкого археолога Й.Херрманна о присутствии в Бирке курганов славянского рюгенского типа22. Славянская керамика и её имитации в обилии известы в Швеции.



Илл. 51. Распространение «балтийской керамики» в Скандинавии. Находки «балтийской керамики» известны в незначительных количествах и из других мест Скандинавии. Буквами А, В, С отмечены региональные особенности. А) В восточной Дании и на острове Готтланд традиция местной скандинавской керамике позднего железного века прекратилась с переходом на «балтийскую керамику» в первой половине 11 века.В)В северном Халланде, Смоланде, Вестергётланде и Эстергётланде местная гончарная традиция продолжалась и после появления «балтийской керамики». С) В восточной части долины Меларен «балтийская керамика» занимала центральное положение, в то время как значительная часть местной керамики позднего железного века продолжала здесь изготавливаться (по M. Roslund, 2007).



Илл. 52. Места находок «балтийской керамики» в Швеции (по M. Roslund, 2007). Легенду см. илл. 51.



Илл.53. Легенда к илл.50.



илл. 54. Находки «балтийской керамики» в долине Меларен в Швеции. а) места находок «балтийской керамики» вместе с местной керамикой позднего железного века b)Места находок исключительно местной керамики позднего железного века (по M. Roslund, 2007).

Кроме «балтийской» керамики в Швеции нередки и находки керамики из Киевской Руси, по аналогам из северо-западных областей которых в Швеции со временем начали изготавливать дубликаты. Поздний рубеж датировки балтийско-славянской керамики обычно принимается концом 12 века, хотя в некоторых областях Мекленбурга и на острове Рюген её изготавливали ещё и в 13 веке. Находки керамики из Киевской Руси датируют периодом 1000-1300 гг.



Илл.55. Славянская керамика ладожского типа из долины Меларен и Бирки (по M. Roslund, 2007).



илл. 56. Находки керамики из Киевской Руси в Швеции. А) надёжные находки В)ненадёжные находки (по M. Roslund, 2007).

Продолжение.

балтийские славяне, скандинавы, история, археология, балтийские связи

Previous post Next post
Up