Часть 1.
Гражданская война 1015-1036 гг.Предисловие (портрет Святополка).Часть 2.
Гражданская война 1015-1036 гг.Кампания 1015-1016 гг.В грандиозной битве у Любеча войска Святополка и Бориса проиграли. В итоге Святополк бежал в Польшу, Ярослав же сел в Киеве на столе отцовском. Под следующим, 1017 годом, о котором и пойдёт речь, всё очень кратко: «Ярослав вступил в Киев, и погорели церкви». Это же повторение предыдущего сообщения под 1016! Почему погорели церкви? Есть сведения других летописей о большом пожаре и нападении печенегов, но почему именно церкви? Летописи молчат. Но не молчит Сага: она сообщает, что норманны обороняли какой-то город, явно Киев от воинов Буреслейфа(Борислава). Эймунд приказал вырыть ров и закрыть ветвями стены от стрел(косвенное указание на то, что с Борисом были печенеги). Затем, накануне подхода врага повелел женщинам выйти в украшениях, так как это притупит бдительность неприятеля(отмечается что враги были падки на золото, что опять же характеризует печенегов). Потом после падения некоторых воинов в ров битва закипела на двух направлениях, при этом на своём участке обороны Ярослав был ранен в ногу и потерпел поражение. Эймунд, удачно отбившийся на другом направлении, приходит на помощь и свежими силами, очевидно, сметает поджигателей, которые забыли о второй части войска. Снова проносится слух о гибели Бориса. Ярослав победил и закрепился в Киеве. Это сражение показывает значимость Бориса, который выступил как самостоятельный князь. Хотя, наверняка ничего утверждать невозможно и в сражении мог участвовать беглый киевский князь.
После Святополк собирает подмогу в Польше, а Болеслава отвлекают германские дела. Летописи указывают, "Ярослав иде к Берестью". Тогда это было польской территорией и рассматривалось как вторжение. Мы имеем все основания считать, что Болеслав, не собирался нападать первым, он лишь приютил Святополка. По летописи битва на Буге произошла в 1018 году, но многое историки датирую её годом раньше. Поход Ярослава имел целью подчинение Западной Руси, не признавшей последнего киевским князем. Я предполагаю, что Святополк не выступал потому что оставался правителем Запада и совместно с Борисом Киев осаждали и его отряды. Ярослав заключил союз с извечным противником Болеслава германским императором. Война стала неизбежной. Дорога Ярослава к Берестью пролегала через земли древлянского князя Святослава. О том, что древляне долгое время оставались язычниками - известно и Святослав вряд ли что-то предпринимал, чтобы их крестить. Как бы там ни было, это укладывается в нашу концепцию. О смерти Святослава летописи немногословны. Может, свалить её на Святополка было бы полным абсурдом. Здесь имел место конфликт, в ходе которого Святослав, попытавшийся бежать был убит. Отголоском его может быть легенда:
«На берегу реки Стрый в сражении погибли семеро сыновей Святослава, и посёлок на том месте до сих пор называют Семигинив (в память семерых погибших). Легенда рассказывает о жестокой битве между Сколе и Гребеновым. Вся долина вдоль Опоры была покрыта телами погибших. Силы противника были большими, и он отдал приказ: «Сколоть их всех». С этим эпизодом легенда связывает название города Сколе. Князь Святослав погиб в этой битве, а его дружинники отказались перейти на службу к Святополку и осели в Бескидах, положив начало Славскому. Дочь (по другой версии - жена) Святослава, Парашка укрылась на вершине горы и, настигнутая дружинниками Святополка, погибла (по легенде - бросилась с вершины горы). Сейчас гора названа в её честь Парашкой.
В отличие от двух других братьев, убитых Святополком - Бориса и Глеба - Святослав не был причислен к лику святых.
Долины Боржавы и Латорицы были аннексированы венграми. Наследник венгерского престола, герцог Имре, получил титул dux exercitur regis.
Многочисленные топонимы (Сколе, Славськ, Святослав (предместья Сколе), Славки (приток Опоры), Семигинов, р. Опир (Опор), урочище Святославле, речка Святославчик, Святославова могила) свидетельствуют в пользу легенды о гибели Святослава. Раскопки кургана, названного Святославовою могилой, даже при критичном подходе к их результатам, удостоверили, что это погребение знатного дружинника XI века. Возможно, что это был князь Святослав. Сейчас на его могиле устанавливается памятник работы известного львовского скульптора Т. Бриж.»
Бойки глубоко уважают память о древлянском князе Святославе, который много столетий тому назад погиб в их горах. Ещё сто лет тому назад существовал обычай, согласно которому каждый, кто проходил мимо могилы в урочище возле Сколе, должен был положить на неё зелёную ветку - как знак памяти и уважения.
При этом битва могла быть относительно незначительной и потому неизвестна летописям и Саге, которые предпочли умолчать о позорном поражении Эймунда на Буге от опытного соперника. Так же поставить во главе врагов Святослава Святополка было затруднительно, потому что он находился в Польше, а когда пошёл на Киев был с Болеславом, которого нельзя было очернять, так как есть ещё польские источники. Версию о том, что убийца всё же Ярослав подтверждает и то, что Святослав бежал к Карпатам, туда (к Бугу) двинулся и Ярослав, а значит, он бежал от него.
Это, скорее всего, было победой и над утвердившимся в Западной Руси Святополком. Ярослав подходит к Бугу, где его ждёт, очевидно, знающий об этом и событиях в Западной Руси Болеслав. После сражения, крайне скудно описанного летописями и вообще не упомянутого, у участвовавших нём, варягов, Ярослав терпит полное поражение и бежит в Новгород с четырьмя воинами. Здесь он хочет опять бежать в Скандинавию, но его удерживают новгородцы и родственник по бабке Константин Добрынич. Болеслав же, сам не ожидавший столь быстрого успеха отправляется в Киев, но заняв столицу Руси, делает попытку подчинения её себе. Об этом говорит то, что он разослал дружину по окрестным городам на покорм. Но Святополк, который якобы был его марионеткой и не имел реальной власти, это пресекает и польскому королю удаётся оставить за собой лишь Червенские города. То, как всё провернул Святополк, просто выдворив поляков с прокорма, говорит о его популярности.
Тут нужно остановится, вот на каком моменте. Мол, Святополк и по сегодняшним мерка «плохиш» привёл в Киев иноземцев, отдал города, бросил жену...
Но давайте проведём аналогию: Ярослав тоже приводит иноземцев (скандинавы), они притесняют новгородцев, те поднимают бунт, и Ярослав вызвав вождей для переговоров, убивает их!!! Он, как и Святополк проводил год не чужбине, бросает семью...
По понятиям того времени Ярослав даже более плох, потому что поляки - славяне, а скандинавы - нет!
Ах да, ещё земли врагу отдал. Ну, так союзы по-другому не заключаются - Ярослав за свою скандинавку отдал Ладогу!
В общем, Святополк в этом году утверждается в Киеве, но заметим, на Новгород пока не идёт. Собирает силы? Или считает ,что брат успокоился?
Большинство князей-братьев в эту войну не вмешивались и выжидали, кто победит. При этом многие, как Святослав, очевидно, поддерживали язычество, но стремились стать на сторону победителя, так как им самим, младшим, ничего не светило. По одиночке с ними легко было справится, что и сделает Ярослав устранив Святополка. Некоторые из удельных князь просто фактически создали из своих уделов автономии, и положение войны в метрополии их устраивало. Теперь поговорим о Муромо-новгородском союзе. Достаточно взглянуть на карту и станет понятно, что только выделившемуся из состава Ростова городу было крайне не выгодно усиление последнего и соответственно эти интересы совпадали с новгородскими. Ярослав, заявляет что всё убитые братия были его союзниками, но на деле шлёт реально предупреждение лишь Улебу Муромскому. Тот оказывается под Смоленском. Это можно объяснить лишь тем, что он шёл на соединение с Ярославом. Возможно, это было незадолго до битвы у Любеча (хронология летописи недостоверно и события приходится восстанавливать вот так).
А. С. Хорошев заметил и выделил ряд примеров, свидетельствующих о враждебности "святых братьев", о более раннем возникновении культа Глеба, большей благосклонности Ярослава к нему, а не к старшему и якобы первым убитому брату. Создается впечатление, что не оба они пожертвовали собой ради торжества идей Ярослава. Искусственное стимулирование глебовского культа, преобладание глебоборисовского культа над борисо-глебовским отмечал и известный советский ученый М.Х.Алешковский.
Выделенные А. С. Хорошевым и М. X. Алешковским особенности окончательно убеждают нас, что единственным союзником Ярослава был Глеб. Летописец вслед за Ярославом как бы оберегает Глеба, переживает вместе с ним. Он показывает, что Глеб "не хотел", чтобы его тело положили в одной усыпальнице с Борисом: "После того, взяв Глеба в гробу каменном, поставили на сани и, взявшись за веревки, повезли его. Когда были уже в дверях, остановился гроб и не проходил. И повелели народу взывать: "Господи, помилуй" и повезли его". Это был, на наш взгляд, своеобразный протест против посмертного объединения бывших врагов в одной усыпальнице.
Я считаю, что смерть Бориса была перенесена на 1015-1016 годы именно потому что тогда погиб Глеб.
В следующей части мы закончим историю противоборства двух братьев и ответим на главный вопрос: кто убил Бориса и Глеба?