Крещение Мурома.

Dec 18, 2014 18:05

Крещение Муромской земли тема малоизвестная. Всё это благодаря тому, что город крестили через 200 лет после официального Крещения Руси!
В общем- то христианство распространялось все эти 200 лет. Князь Владимир отправил княжить в город своего сына Глеба. Глеб был одним из самых младших детей киевского правителя и потому воспитан в христианской вере. В Муром он отправился, желая полномасштабного Крещения города, тогда как многие его старшие братья ограничились официальным.
Жители проявили неожиданное упорство и не пустили князя-крестителя в город. Муром в то время был глухой окраиной и военной помощи Глеб не дождался. Пришлось поселиться в 12 верстах от Мурома на реке Ушне и довольствоваться распространением христианства в округе. Здесь же основал и первый монастырь. Впоследствии его назвали Борисоглебовским, как и само поселение, существующее и поныне.  О Глебе простому обывателю известно из-за убийства его Святополком, но я придерживаюсь альтернативной точки зрения на события усобицы Владимировичей и имею основание считать, что князь был убит муромскими язычниками, которые просто устали от постоянного конфликта и христианского присутствия. Позже напишу об этом. В 1024 г. на постоянное жительство в Муром приехал первый Черниговский посадник. Он поселился на горе, служившей жителям города Мурома убежищем в случаях нападения врагов (позднее здесь был построен кремль). Конечно, поселение здесь посадника вызвало сопротивление муромцев и разорение их укрепленного городища. Вследствие этих событий город разделился на языческий и православный.
Далее серьёзных попыток распространения христианства не принималось вплоть до начала 12 века, когда христианизацией занялся князь Константин. Для установления над Муромом своей власти Константин собрал большую дружину и даже заготовил стенобитные орудия. Муромцы, умевшие противостоять крестителям, заманили на переговоры прибывшего к городу вперёд отца княжичи Михаила и убили его. Тут нужно сделать уточнение - раньше войска к городу может прибыть только передовой отряд, которым возможно и командовал княжич. Передовые отряды обычно разоряют округу, а в нашем случае и внегородские капища, так что терпение у муромцев могло закончиться и они вышли на битву, в которой княжич был убит или же согласно житию действительно заманили Михаила в город. Версию о передовом отряде подтверждает и то, что отец, зная всю остроту противостояния, не мог послать сына без войск, понимая, что его убьют, так как компромисс не возможен.

Муромцы же приготовили город к обороне. Далее идёт туманный намёк на сражение или штурм "Невернии людии града Мурома изыдоша спешно противу благоверного князя Константина...хотяху его прогнати". "Константин же... извлецаше мечт» свой прежде всех...". "Неверии граждане, видевши храбрость и мужество Константина и оустремление христианское господу Богу… бегше во град".
Итак, «неверные» вышли из града, что можно расценить как выход на сражение под городскими стенами. Но смелость князя (и конечно его войско) заставило их отступить. Подробности битвы опущены, так как не интересовали автора и портили радостную картину. В качестве итога нужно сказать, что крестители добились в ходе этой стычки лишь перевеса, но не победы. После город, возможно, был блокирован, что являлось причиной желания язычником пойти на переговоры. Как и любое другое сопротивление христианизации, оборона Мурома была плохо подготовлена, так как главные воеводы и князья были христианами. Муромцы были не готовы к длительно осаде и, опьянённые победой над Михаилом, думали решить всё сражением, разбив у города основные силы, которые они, похоже, считали малочисленными. Убедившись в обратном и понеся потери, горожане поняли безвыходность своего положения, ибо в открытом бою противостоять неприятелю не могли, а к осаде не готовы. Язычники прислали посольство, которое умаляло о мире, обещало платить дань, разрешало строить церкви, проповедовать, но категорически отказывалось от насильственного крещения.
Князь соглашается на эти условия и входит в город.
Особо же радикальные язычники решили убить князя и тем самым избавить город от Крещения, в то время как Константин продумывал варианты дальнейших действий. Язычники пришли к нему во двор. Сказание сообщает что князь вышел к ним и силой слова и иконы обратил в веру христову, однако скорее всего ему в этом помогли вовремя среагировавшая дружина. "И тако все людии с великой радостию течаху на реку глаголемую Оку".  "И тако епископ крестиша все людие во имя отца и сына и святаго духа".

Константин основал первоначальную церковь во граде Муроме во имя Благовещения пресвятые Богородицы. В Старом вышнем городище, Константин построил и второй храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в нем "оустроил епископа именем Василий".
Главным итогом была христианизация муромской земли, полное подчинение её христианским наместникам. Языческая культура города погибла. Муром был последним крупным городом, открыто противившимся христианизации. С его Крещением надежда на хоть какие-то убежища для язычества развеялась.

Послесловие.

«Повесть о водворении христианства в Муроме» рассказывает, что Муромские жители пребывали в язычестве, соблюдали свои обряды. Они считали своим пророком «Моамефа» и приносили в жертву собственных детей, поклонялись рекам, озерам, потокам, колодцам и деревьям, мертвых хоронили по обычаям, отличным от христианских. Явно случайное занесение сюда Магомета (Моамефа), как олицетворение зла для христианина, но современные историки выводят из этого исламизацию муромцев, что не может считаться правдой, так как мусульмане не поклоняются природе. Ислам мог быть религией части населения, купцов из волжской Булгарии, но они жили в определённом месте на посаде, имели свою мечеть, но не навязывали свою религию. Поэтому им разрешалось торговать.
Немало споров вызывает и личность крестителя. Кто был сей князь? Долгое время бытовало мнение, что Константин - внук Ярослава Мудрого, Муромский князь Ярослав Святославич, родоначальник всех муромских, рязанских и пронских князей. Он в 1097 г. приехал в Муром и крестил подвластный свой народ. "Константин и Ярослав - одно и то же лицо". Отождествив князей, живших в разных столетиях, объединили даты и события. И получилось складно: "По летописи первый муромский князь Ярослав (1097-1129 гг.). По житию первый муромский князь Константин (1192-1232 гг.). Ярослав - имя мирское, Константин - имя крещения. Соединили в одну биографию летописные сведения о Ярославе с событиями из жизни Константина. И получилось: муромские язычники убили двух сыновей Ярослава, тогда как все его четыре сына были живы и здоровы. Ярославу дали православное имя Константин вместо Панкратия. Заслуги Константина перед русской православной церковью приписали Ярославу. Даже основателем древнейшего в Древней Руси муромского Спасского монастыря стали считать Ярослава. Написали, что Константин, как и Ярослав, четыре года был князем Черниговским и в Чернигове похоронил свою жену. Эти абсурдные версии попали в Четьи-Минеи, вновь издававшиеся и в научные труды авторитетного историка Д. И. Иловайского и других историков. Иловайский, зная, что отец Ярослава умер в 1077 г., когда Ярослав был младенцем, придумал хитрую уловку, противоречившую летописям: "Святослав успел благословить сына и проводить сына и внуков в Муром". Какие внуки могли быть, когда еще сын был младенцем. "А в 1097 г.,- писал Иловайский,- Ярослав приехал в Муром уже второй раз". И снова наивная выдумка. Ведь в 1097 г. дети Ярослава были младенцами, как он сам в 1077 г. И получается, что его сын не мог принимать участие в крещении по возрасту.
Идея отождествления Константина с Ярославом рождает много вопросов. Почему Константин был забыт после смерти Муромскими князьями? Почему у Благовещенского собора не хоронили других князей? Почему Константин не поселился на кремлевской горе, где жили до него все муромские князья с 1097 г.? Почему Ярослав взял себе второе крестильное имя, когда уже был наречён Панкратием?

Ясно, что Ярослав и Константин - разные люди, но найти подходящую кандидатуру не удавалось…
И вот  у В. О. Ключевского: "В XII веке Муромо-Рязанский князь Ярослав, младший сын Святослава Черниговского, стал князем-изгоем, вышедший из общего порядка получения великокняжеского престола ввиду своего младшенства". А ведь князь Святослав Всеволодович Черниговский в 1180 г. унаследовал престол великого Киевского князя. Но его младший сын не имел права на престол ни в Чернигове, ни в Киеве, ни даже в Муроме. Состарившийся Святослав Всеволодович понимал, что после его смерти младшему сыну, всегда жившему при нем со своими детьми и женой, уже не будет места в Киеве и вообще нигде. Горькая судьба изгоя. И великий князь позаботился о сыне и внуках. В 1192 г., за два года до смерти, благословил его на Крещение народа земли Муромской, входившей ранее в Черниговское княжество. Конечно, обойденному судьбой младшему сыну князя Киевского Муром во сне снился. Уж если князем быть не судьба, так христианским подвигом обрести место в жизни себе и сыновьям. А имя? Константин - имя, данное Ярославу при крещении.

христианство, Борьба язычества и христианства на Руси, Крещение, язычество, Муром

Previous post Next post
Up