Об организации русского язычества.

Dec 21, 2014 13:52

Тема организации русского и вообще славянского язычества очень обширна и сложна. Хотя православные в числе главных причин Крещения называют неспособность язычества быть государственной религией, ввиду его неорганизованности.
Часто указывается что язычество, с многочисленными богами не способствует, а иногда и препятствуют консолидации народа. В данной статье мы лишь рассмотрим сложную систему язычества. Начнём с самой маленькой единицы - веси, деревни. В каждой деревне было своё хотя бы маленькое капище, в котором служил жрец-знахарь, к которому обращались за советом, предсказанием (которое кудесники высчитывали), помощью(в основном медицинской), он испрашивал у богов их отношение к тому или иному делу. Само капище было непременно нужно каждому населённому пункту для совершения совместных обрядов и праздников, которые были довольно частыми. Мир славянина до крещения не мыслим без, как бы это сейчас назвали, «чудес». В доме обитают домовые, банники, дворовые, овинники. В лесу водяные, лешгие, кикиморы, русалки, упыри, волкодлаки... В красном углу же стояли маленькие фигурки старших божеств. С ними славянин приходил общаться на капище. Человек считался с богами одним целым, Даждьбожьим внуком.
В больших селения и первых городах капище уже превращалось в храм, идолов было больше, сделаны они были качественнее. Здесь служили уже настоящие волхвы, которые не боялись никакой власти. Они могли потребовать что угодно у кого угодно. Жрецы справляли общеславянские праздники, творили суд. Эти люди обладали реальной властью и влиянием. Городской волхв был выше деревенских и обладал влиянием на всю землю-княжество. Допустим, жрец Ростова был главным жрецом ростовского княжества, деревенские были у него в подчинении. У нас нет сведений об иерархии между жрецами разных городов, но есть основание полагать, что она всё же была. Оппоненты бы возразили: «Это не является централизацией. Не было самого главного жреца, равного по власти князю, за советом к которому ехали бы со всей земли. Не было главного капища.» Тут нужно понимать, что нет главных и второстепенных капищ. Для язычника всё равно где общаться с богом - у себя в деревне или на главном капище державы. Просто города, и соответственно их капища, были побогаче сёл.  Но какие-то сведения всё же есть. С помощью археологии удалось установить, что в Новгороде стоял грандиозный храм Перуна, похожий по строению на храмы Балтики. А Иоакимовская летопись сообщает о Богумиле, верховном волхве славян. Эти данные позволяют предположить, что Новгород был религиозной столицей Руси. О предшественниках Богумила и, возможно, приемниках ничего неизвестно из-за уничтожения всех языческих источников и тщательного замалчивания.
Новгородские жрецы многими историками сопоставляются с Криве из Ромовы. Вообще все славянские волхвы подчинялись верховному жрецу Арконы, этому святилищу платили отдельную дань. Так как Новгород вначале был колонией поморов, то на Руси как раз не было главного жреца, так как его функции исполнял верховный жрец ободритов. В будущем, в самостоятельной Руси, главным жрецом мог стать как раз волхв старейшей столицы - Новгорода. Этот вопрос проблематичен и за недостаточностью источников не может быть решён, однако существование в каждом центре главного жреца считаю фактом. Это чем-то напоминает организацию русской епархии где не было юридического главы, а главным был епископ столицы. Так что обвинения язычества в неорганизованности несостоятельны. Его организация минимум не уступала русской епархии в начале своего существования. В следующей статье на эту тему я рассмотрю главные капища, о которых известно из источников и археологии.

ободриты, Богумил, Новгород, язычество, капища и храмы, волхвы

Previous post Next post
Up