Термометр уже второй день показывал минус восемнадцать, было утро пятнадцатого января. Про горные лыжи и компанию, обещанные дочке пришлось позабыть, уж слишком холодно было для этого дела. Планы пришлось менять и тогда мы решили отправиться на лыжный стадион, что неподалеку от центра РУки - равнинные и красивейшие трассы, плюс куча ответвлений. После прогулки предыдущего дня, когда наша компашка на беговых лыжах сунулась на трассы с затяжными подъемами повторять подвиги Геракла совсем не хотелось. И мы не пожалели, увидев самую на наш взгляд красивую часть Руки.
Немножко про утро. Каждое утро в Лапландии было непредсказуемо. Все зависело от того, пасмурно, или нет. Если малооблачно, то красоты гарантированы и неповторимы. Низкие лучи солнца отраженные от заснеженных поверхностей порождают самые причудливые эффекты. На снимке первые минуты после появления солнца.
Картинка меняется каждую минуту - почти в то же самое время и с точно того же места, повернувшись лишь на градусов тридцать в сторону. Самый настоящий солнечный зайчик, пробившийся через заснеженные лапы сосен. На белом безмолвии и такое яркое и теплое пятно! Пару минут спустя ты уже думаешь - а было ли, или только причудилось?
Тогда же и опять с той самой точки, повернувшись уже градусов на девяносто от лучей восходящего солнца. Тут еще царствует Луна, которая никуда особо и не спешит уходить. В этом краю она полноправная зимняя хозяйка, не в пример робкому и застенчивому, но такому желанному солнцу. Они в течении дня лишь меняются местами, а потом наступает ночь.
Но это я отвлекся и сделаю это еще раз, по необходимости. Вообще то мы к этой минуте уже стояли у своей избы и переминаясь на морозце ожидали такси. Ездить на такси, для компании из шести человек в Руке совсем не роскошь, а прямая экономия, потому как скибус(лыжный автобус)стоит 3 евро с человека, ходит он раз в час и конечно посадка только на остановке, до которой километр. А тут вызвал такси, через три минуты сел в машину, а по выходе заплатил 16 евро и ты уже на месте через десять минут. Получается не только прямая экономия денег, но и времени.Теперь все - больше не буду.
Мы быстро взяли в прокате лыжи и отправились вниз по склону пешком. Всё дело в том, что короткая дорога пересекала линию работавшего подъёмника и мы посчитали, что лучше нам с детьми пройти эту часть пути ножками, меньше шансов в кого то въехать. Сама же эта дорога настолько красива, что просто наслаждение по ней идти. Всего пяток минут, и мы уже почти в царстве тьмы - исходная точка нашего маршрута находилась в глубокой тени, настолько все здесь контрастно из-за низкого солнца. Специально почти не трогал настройки фотоаппарата, что бы передать эти особенности.
Основная трасса лыжного стадиона проложена по льду замерзшего озера, которое называется Талвиярви. Лыжня закольцована и повторяет все изгибы берега, поросшего густым лесом Надо ли говорить, что картинка все время меняется и те километра три, которые ты проводишь в пути до возвращения в исходную точку - это три километра бесконечного удивления. Попробую проиллюстрировать. На этом снимке - гостиничный комплекс, от которого мы в направлении движения лыжника и поехали.
Через несколько сот метров лыжня пролегает неподалеку от большого лыжного трамплина( 140-метрового, кому интересно), которой настолько залеплен снегом, что кажется - последний раз люди были на нем еще во время строительства. Но нет, разного калибра чемпионаты и соревнования в Руке проводят постоянно. Например, только в декабре на склонах Руки был проведен открытый чемпионат России(!) по фристайлу.
Едем дальше и огибая очередной залив видим теперь уже малый трамплин.Место кажется для него очень неприступным и каждый раз проезжая мимо удивлялся, насколько финны могут использовать природные неприступности в своих человеческих интересах.
Потом лыжня некоторое время проходит вдоль коттеджей, выстроенных почти на самом берегу. Спасательный круг кричит нам о том, что лето в этих краях точно бывает. На двадцатиградусном морозе так и хотелось переспросить - а что, правда ?
Едем дальше и видим, как среди густых сосновых веток полыхает пожар. Там, под деревьями стоит коттедж. Кажется, что хозяева в нем забыли выключить свет. Но нет, это только солнечный луч отражается в окне.
По пути встречаются и значительные лесные массивы - то сосны, то березы буквально выходят к воде. Людей довольно много, в основном это финны. Встречаются нередкомлыжники возрастом и под семьдесят, в тоненьких, чисто беговых лыжных костюмах.Поражает, на каких запредельных для нас скоростях они идут, и чаще всего коньковым ходом. Это надо было один раз увидеть, что бы не пытаться малоподвижность объяснить занятостью или возрастом. Приходят выходные и все финны становятся на лыжи. Правда - мы это видели.
В тот день мы прошли круга три, делая иногда довольно значительные побеги в боковые ответвления лыжни. Нам не хотелось уходить из этого чудного места, а завтрашний последний день вообще не давал покоя.Вот мы и катались, сколько хватило дня. Забавно было на нас смотреть - лица красные, волосы и одежда покрыты инеем от дыхания, глаза горят добрым неземным огнем и удивительно - никакой усталости. Нет, усталость была, но она была такая благая и приятная, что стоило пару минуток постоять на месте и ноги сами уезжали, а ты не сопротивляясь только думаешь - куда это я?!
Не в пример жизненным ситуациям, конец лыжного удовольствия случился с нами ровно в том месте, где и начался - напротив большого трамплина. На этой вышке все время стоял человек и рассматривал окрестности в бинокль. Думаю это был спасатель. Наша дорога на верх, к центру Руки пролегала совсем неподалеку от этой вышки.
Солнце садилось и небо благоухало ароматом мягких пастельных красок. Гармонией насыщено все в этом суровом полярном краю. Особенно это заметно в людях, здесь живущих. Сдержанность, цельность и немногословная неторопливость будто говорят, что другие здесь не выживут и слово сказанное должно быть стопроцентным. Если финн занят тобой, то ты можешь быть уверен - это практически руки матери. Это может показаться преувеличением, но они надежны наверное даже больше, чем ты по отношению к себе можешь быть надежен сам. Все это добро, полученное от них за неделю породило в душе долг благодарности, и поднимаясь вверх по склону, к центру Руки глаз косился в фотоаппарат, а мысли были заняты другим.
Не знаю, доведется ли мне еще когда попасть в эти края. Сказать, что это был хороший отдых - это все равно, что промолчать. Это был даже больше чем отдых - хороший урок жизни, ни много не мало. Ладно я, но наши друзья, проведшие половину жизни в путешествиях были потрясены картиной суровой и может бесхитростной, но такой настоящей жизни. Что тут еще сказать. Теперь уже только помолчать и посмотреть по сторонам - картинка то все время меняется...
Неумолимо все уходит в прошлое. Вон там вдали, над крышами виднеется полоска озера, на льду которого мы только что были. Будете смеяться, но потихоньку начинает проступать и будущее. На красивейшей, заснеженной поверхности - хоть это был и забор, какой то Вахтанг, и почему то из нашего Харькова коряво нашкарябал о том, что он здесь был. О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!
Вспомнился Тютчев:
О Север, Север-чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?
Уедем и проверим, а пока - последний взгляд с этого полюбившегося склона.
У нас сейчас идет снег, как Там. Красиво.