Дом, кирпич и славный маршал Маннергейм.

Mar 11, 2010 15:57

Пару дней назад прочитал о харьковском периоде жизни русского генерала и финского маршала Маннергейма, узнал много интересного и косвенно это послужило поводом взяться за перо. Начну со слова, стоящего на первом месте в заголовке.
Дом. Как известно, при его строительстве, рано или поздно наступает этап отделки фасада. Тут у каждого своя метода: кто на нее никакого внимания не обращает и делает как придется, а кто экспериментирует до бесконечности, а выполнив отделку остается неудовлетворенным. У меня всегда получается так, что утро вечера мудреннее - никогда сильно не ломаю голову, но в нужный час приходит нужное решение. Со стенами, столяркой и крышей затруднений не было. Надо было только определиться с отделкой колонн на крыльце. И тут самое время произнести второе слово из заголовка из заголовка.






Кирпич. По задумке он должен быть так называемым "царским", то есть произведенным до октября семнадцатого. По технологиям того времени он вымешивался вручную, в нем была большая неоднородность и запекался он даже в рамках одной партии при разных температурах что в моем случае должно было дать при распиловке на плитку большое количество интересных фактур при множестве оттенков и вкраплений. Такое кирпич нашелся по объявлению и пришлось ехать за ним за сто километров. Пришлось довериться хозяину - якобы с разборки помещищьего дома.
На деле оный дом оказался огромным роскошным конезаводом. Кому он принадлежал до револющии так и осталось для меня тайной, до сих пор выяснить не удалось. Есть только догадка, что сахарозаводчику Харитоненко, поскольку это уже в границах его владения, а до имения Натальевка - жемчужины Харитоненко по прямой 15 верст. В самом имении был крытый манеж с тремя конюшнями, но не было места для выгула и выпаса лошадей. Думаю все делалось на том заводе, где я брал кирпич, а уже лучшие из лучших поставлялись в имение, в манеж на смотрины и последующую продажу. Напомню, что лошади Харитоненко были одними из самых дорогих в старой России. Но это все повторюсь - догадки. Кирпич я взял, он оказался таким как и мечталось - отделка им была проведена как говорится качественно и в срок. Вроде как про отделку и все. Теперь дошла очередь до... Нет , не Маннергейма, о нем обязательно, но позже.
До клейм. Дело в том, что я уже много лет, разными оказиями пополняю свою коллекцию старинных кирпичей с клеймами, которая ждала своего часа. Тогда то, при отделке час этот наступил - эти клейма я вставил как розетки, врезав их уже в отделанные "царским" кирпичем колонны.
Клеймо, как известно лицо и история кирпича и о некоторых из них думаю стоит рассказать по подробнее.
На фотографии помещенной ниже видна оборотная сторона плитки работы харьковского предпринимателя финского происхождения Эдуарда Эдуардовича Бергенгейма, дяди будущего маршала и основателя современной Финляндии Карла Густава Эмиля Маннергейма(вот собственно дошла и до него очередь). К нему(дяде) он приезжал неоднократно, желая изучить разговорный русский язык и утвердиться в намерении получить офицерский чин. Перед поступлением в военное училище он проходил стажировку в военном лагере под Харьковом( подробнее о харьковском периоде жизни Маннергейма можно и стоит прочитать здесь), где и привыкал к российской действительности. Что касается самой плитки, то она была найдена мною в блистательном имении рафинадного короля России барона Кёнига, в Шаровке, где несколько десятилетии пролежала на одной из променадных террас, а потом столько же провалялась в пыли забвения, в кустах. Сама же плитка несотря на свой более чем столетний возраст и жизнь на открытом воздухе в превосходной сохранности.




Следующие два кирпича того же происхождения (из Шаровки), первое найдено мною у крепостной стены с главного въезда и предположительно когда-то было частью этой самой стены.




История второго из клейм будет поинтереснее. Для мощения дорожек в парке, а также для водоотводных желобов необходим был кирпич подобный клинкеру. Взять его было негде и тогда Кёниг построил завод, а на клеймах кирпичей проставил свои инициалы. Кирпич превосходного качества и сохранности.Найден был мною в парке, вполне мирно валяющимся в грязи без определенной цели.




Следующие два кирпича были подарены мне хозяевами фирмы, которые проводили у себя перепланировку, в бывшем особняке знаменитого харьковского офтальмолога Гиршмана, который славился не только своим выдающимся врачебным талантом но и великим бескорыстием. К слову сказать, не знаю хорошо это или плохо, но Фанни Каплан вернула в свое время себе остатки зрения, почти утраченного, благодаря курсу лечения у профессора Гиршмана. На первом из двоицы видим уже знакомую абревиатуру Бергенгейм, правда теперь уже латиницей и к тому же это не плитка а печной кирпич.







Очередная пара кирпичей с клеймами. Происходят они из имения сахарозаводчика Харитоненко. Первый из них найден на развалинах дворца Харитоненко, уничтоженного пожаром в минувшую войну. От былого великолепия осталось груда кирпичного боя, да разного мусора поросшего деревьями на дне глубоченного подвала. Зрелище еще то. Удивительно и это настоящее чудо - сохранилась в целости усадебная церковь Преображения Господнего, работы самого Щусева вкупе со скульпторами Коненковым и Матвеевым, художниками Савиновым и Рерихом.




Второй кирпич тоже из имения Харитоненко, но взят в другом месте, в десяти километрах западнее, в его знаменитом саду . Не буду рассказывать, что это за чудо, ритор из меня некудышный да и за рамками темы, впрочим желающих прошу нажать на волшебное слово "Поющие террасы". Не пожалеете!




Следующий кирпич по фамилии "Петров" был банально куплен мною на харьковской барахолке. Предприимчивый мужичек наряду со всяким хламом продавал и эту гарную кирпичину. Торговался он очень неприлично и ни копейки помнится не уступил, пришлось спасать культуру, неся большие финансовые потери. Ну да дело прошлое.




Бывают и случайные находки, причем в самых неожиданных местах. Иду я как-то по славной улице Клочковской, в самом центре Харькова, на которой еще уцелело несколько особняков и просто старых домов и вдруг вижу у себя под ногами это сокровище. Очень даже колоритный кирпич, послужил теперь и по декоративному назначению. Клочковская, одна из немногих улиц, которая неизвестно как, но сохранила свое название - по фамилии харьковского купца, много жертвовавшего на город. Похоже не только рукописи не горят, но и добрые дела не исчезают из памяти народной.
Коллекция моя продолжает пополняться, прошло ведь уже два года, надеюсь найдется еще достойный повод, что бы рассказать о ней. В этот раз я благодарю Маннергейма, русского генерала и финского маршала, а по молодости еще и харьковского приготовишку.




мы, поющие террасы, любители старины, барахолка

Previous post Next post
Up