Одним из объектов, которые я хотел посетить в Лондоне был музей Брюнеля. Краткая справка про то, кто такой Брюнель. Это инженер, который изобрел способ рытья тунелей и собственно говоря
проходнический щит. Это было революционная разработка по тем временам. Он построил первый тунель под Темзой. И можно сказать что проложил дорожку существованию лондонскому метро.
Кратко перечислю заслуги Изамбарда Брюнеля:
1)Второй по важности человек Англии после Черчилля
2)Главный инженер одной из первых железных дорог, наравне со Стефонсоном
3)Сторонник сверхширокой колеи (2140 мм)
4)Построил три самых больших трансатлантических корабля
5)Строил массу мостов, туннелей.
6)Пытался сделать воздушную железную дорогу задолго до Илана Маска
7)Использование гребного винта (корабль Великобритания)
Изамбард Брюнель
Собстенно музей находится на берегу Темзы около оригинального тунеля. Чтобы в него попасть нужно взять электричку(overground) до станции Ротерхит. О Тоннель соединяет станции Вэппинг и Ротерхит линии Бейкерло. В 1818 году инженер и его партнёр, адмирал сэр Томас Кокран, запатентовали гениальное изобретение - проходческий щит. С его помощью к 1843 году под руслом Темзы был проложен туннель длиной 396 метров, шириной 11 метров и высотой 6 метров. Здесь было устроено освещение, проложены дороги. Повозки по ним, правда, никогда не ездили, однако пешеходов тут было предостаточно: сооружение вошло в моду, в год его посещало до двух миллионов человек. Сейчас Туннель Темзы - часть лондонской подземки.
Поначалу он был пешеходным. По длинной лестнице публика спускалась вниз, в подземелье, освещенное газовыми рожками, сначала просто для прогулок, а потом внизу расположился торговый пассаж. В 1869 году в тоннеле Брюнеля проложили городскую железную дорогу, а восемьдесят лет спустя включили его в состав лондонского метро.
Оформление станции Rotherhithe.
Потребность в дополнительной переправе между лондонскими районами Ротерхит и Ваппинг существовала давно, но идею строительства здесь нового моста даже не расматривали. Дело в том, что в этом месте Темзы требовался разводной мост, который оставил бы свободным фарватер. Но даже такая конструкция заняла бы слишком много места по берегам и сузила бы и без того перегруженную реку. Тогда известный инженер Марк Брюнель(отец Изамбарда ) предложил построить вместо моста туннель. По его замыслу, подводная конструкция должна была состоять из двух параллельных арочных "галерей", объедененных общей каменной кладкой.
Оформление станции Ротерхит.
Можно предположить, что план Брюнеля не вызвал сначала особого энтузиазма. Ведь за 20 лет до этого не слишком удачливым инженерам-горнякам из Корнуэлла почти удалось проложить под Темзой небольшой деревяный туннель. Но одно внезапное движение плывуна, и рабочим пришлось спасаться бегством с места строительства, а инвесторам - подыскивать другие направления для развития бизнеса.
Для начала ему предстояло точно определить, какой грунт залегает под дном реки. Исходя из этого, он собирался выбрать оптимальный маршрут для туннеля и наиболее эффективный способ его строительства. Исследования показали, что на глубине от 12 до 23 метров под дном реки залегает слой голубого ила - идеальной для пробивки туннеля породы. У нее хорошие показатели устойчивости, она достаточно податлива в разработке и имеет низкую водопроницаемость.
Синяя табличка (Blue plaque), посвященная этому инженеру.
Проходку в такой породе можно провести довольно быстро. Брюнель наметил предполагаемую глубину, на которой будет пробиваться туннель (19 метров), и его максимальную высоту (около 6 метров). Длина туннеля должна была составить около 365 метров.
Удивительно, но идея проходнического щита возникла у Брюнеля во время наблюдения за тем, как прокладывают ходы в дереве корабельные черви. Эти моллюски используют свои похожие на щиты раковины, чтобы буравить корабельную древесину, да еще и имеют наглость покрывать сделанные ими микротуннели изнутри прочной "обделкой" из вещества, которое при этом выделяют.
Книги при музее. Одна из них, кстати, переведена на русский.
https://www.ozon.ru/context/detail/id/139188256/ Если вы стим-панк, или просто интересуетесь техникой, то это просто must.
Сайт музея.
http://www.brunel-museum.org.uk Я там приобрел вот эти две книги. При всех музеях очень хорошие подборки литературы. В обычных книжных магазинах с трудом можно найти, а тут все отобрано. Здорово. Ну нужно немного знать английский, но это всё таки Great Britain )
Табличка на стене: Шахта тунеля и зал насосов для откачивания воды при тунеле, который был прорыт впервые под Темзой в 1825-43 гг.
12 января 1828-го года вода вновь хлынула в туннель, при этом Изамбар Брунель едва не утонул, а шестеро рабочих погибли. Вскоре после этого проект из-за нехватки средств был приостановлен; работы замерли на целых семь лет - пока Брунель-отец не нашел новых инвесторов (в числе коих оказалось и государство, выдавшее из казны заём в 247000 фунтов).
Владельцем проекта был его отец, который до этого был гл. инженером Нью-Йорка.
Лавочка во дворе музея.
Лестница все еще есть.
В рамках экскурсии можно спустится в шахту, но там сегодня тренируются актеры какого-то местного театра. Могли бы музей раскрутить, бриты это умеют. Надо учитывать, что в историческом плане это уникальное место.
Скромненькое здание музея. Ожидаешь чего-то бОльшего.
В сентябре 1865 туннель приобрела одна из железнодорожных компаний, 7 декабря 1869 года через него прошел первый поезд.
Еще памятная табличка на входе в станцию электрички. Имя Брюнеля знакомо лондонцам. Я его встречал и в названиях строительных объектах.
Туристическая схемка overground'a с указанием музея Брюнеля.
Неплохой пост есть в ЖЖ про его деятельность:
https://mgsupgs.livejournal.com/1084933.html Ну и википедию никто не отменял:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Брюнель,_Изамбард_Кингдом