Хочу начать серию рассказов про посещение Лондона с транспорта. Может потому что город большой, и он построен вокруг своих транспортных артерий как вокруг скелета.
Начиналось все в далеком 1863 году. The Metropolian Railway начала обслуживать пассажиров Лондона между двумя железнодорожными вокзалами Паддингтон и Фаррингдон. В 1869 году знаменитый туннель Брюнеля начавшийся с каретного, потом пешеходного стал пропускать поезда под дном Темзы. Я еще напишу более подробно про этот тунель и про самого Брюнеля.
Это все станция Паддингтон.
Из музея транспорта.
Первые вагоны для перевозки "сумасшедших".
Древние вагоны.
Так рыли в начале.
Это все станция Паддингтон.
Всю историю "трубы" пересказывать не имеет смысла. Просто несколько заметок как перемещаться в Лондоне. Проще всего купить проездной билет на неделю, либо oyster, либо travel card. Разница для туриста лишь в том, что первый пластиковая карточка, которую на турникетах нужно прикладывать. Вторая бумажная, ее просто суёшь в щель, или показываешь водителю автобуса.
Кроме метро, автобусов есть еще система DLR. Вот ею я и советую пользоваться. Во-первых, она почти вся наземная, то есть вы видите где вы и куда едете. Во-вторых, она автономная, можно ехать спереди и думать, что ты машинист. Ну и втретьих, там самый современый подвижной состав. Кстати, на ней не нужно никуда прикладывать travel card.
Знаменитый слоган mind the gap. В метро в день его слышишь раз 100. На самом деле важная штука. На старых линиях многие станции на столько изогнуты, что стоя на одной стороне станции не видно другой стороны. Платформа изогнута, а вагон прямой, ну и есть станции где этот зазор доходит до полуметра. Поэтому стоит смотреть к себе под ноги.
Чем глубже линия, тем все жестче: более старый подвижной состав. Для вентиляции приспущены окна в межвагонном пространстве. Принудительная вентиляция спасает слабо. И габариты настолько маленькие, что приходится очень сильно изгибать крышу и даже двери. Того и гляди голову прижмёт))
Знаменитый слоган mind the gap. Перронный зал.
В плане классового расслоения. Транспорт поделен на зоны. Но зоны эти не только тарифные, но и социальные. Если едешь из зоны 3 в сторону центра, но прям видно как народ меняется. Рабочий класс резко сменяется на костюмированных клерков. И граница проходит прямо как на схеме. Просто потрясает.Белый центр и цветные окраины.
Любопытно устроен наклонный ход. В час-пик пускаются оба эскалаторы вверх, а кому вниз бежит по середке. Все "кишки" наружу. В Москве я такое не припомню. То есть эстетикой не сильно замарачиваются.
Переходы между станциями. Иногда у меня было ощущение, что я заблудился в этом лабиринте. Особенно где скрущиваются линий шесть. Все эти переходы, лестницы-лестницы. Очень мало эскалаторов. Особенно мне запомнилась станция Bank. Что мне реально мешало, что на многих станциях не понятно на какой станции ты находишься. И часто в вестибюле это не ясно.
Overground. Наземная городская электричка. Курсирует между вокзалов, в центр не заходит.
Сила проездного travel card в том, что он действует на все врутри обозначенных на нем зон: подземка, надземка, трамвай, DLR, автобусы. Дает скидку на фуникуллер.
Знаменитая станция. И таких не мало, в украшении которых участвовали известные архитекторы. Например
Чарльз Холден,
Лесли Грин,
Стенли Хипс,
Роланд Паолетти. Я думаю их имена вам ничего не говорят, но это довольно крупные индустриальные дизайнеры.
Кстати, мы видим что люди изучают карту. Схема метро достаточно сложная, напоминает мне по сложности мюнхенское метро. Короче, стоит ее всегда иметь под рукой. Кстати, первую схему метро придумали, именно здесь, в Лондоне.
Гарри Бeк подумал, что расстояния между станциями не важны, а важны лишь пересечения между линиями и названия станций.
Рекламка на путевых стенах. Иногда есть и щербатые лица. Вообще странно.
Станция, на которой я жил. Восточная ветчина))
Станция в викторианском стиле.