Круиз по Босфору

Oct 24, 2014 13:37

Невозможно представить себе посещение Стамбула без круиза по проливу Босфор. Это одна из главных достопримечательностей города. Так как пролив соединяет два больших моря, Черное с Мраморным, и фактически со Средиземным, весь поток Морского транспорта проходит через Стамбул. Просто уникальное место на Земле.



1. Вид на пролив с Босфорского моста.



2.«Привычка считать проходящие по Босфору корабли может показаться странной, но она свойственна далеко не мне одному. Начав разговаривать на эту тему со своими знакомыми, я выяснил, что у многих стамбульцев самых разных возрастов есть такое же обыкновение и что едва ли не большинство из нас, занимаясь своими повседневными делами, порой выглядывают из окна или с балкона, чтобы посмотреть, не движется ли на нас по Босфору какое-нибудь несчастье, и считают корабли». Памук Орхан. «Стамбул. Город воспоминаний»



3.



4. Почти в любую секунду понятно, что ты находишься на морском хайвее. Вопрос как они все друг друга видят остается открытым, особенно ночью, и особенно в туман. Все эти сухогрузы, баржи, яхты, контейнеровозы и даже авианосцы здесь проходят. Памук Орхан например пишет, что иногда танкеры сталкиваются:

Однажды ночью я был разбужен грохотом взрыва. Выглянув в окно и увидев, что звездное небо заволакивают клубы черного дыма, я понял, что посередине Босфора горят два столкнувшихся нефтяных танкера. Мне тогда было всего восемь лет, но я был не очень испуган, скорее взволнован ожиданием увлекательного зрелища. Немного позже, позвонив по телефону некоторым нашим знакомым, мы узнали, что в результате взрыва вспыхнули находящиеся на берегу нефтехранилища, огонь перекинулся на ближайшие здания и «все, буквально все горит». Как это всегда бывало во время больших интересных пожаров, сначала мы заметили отдельные сполохи пламени и клубы дыма, затем до нас дошли разнообразные слухи (по большей части ложные), и, наконец, нас охватило необоримое желание, вопреки всем возражениям женщин, посмотреть на пожар вблизи.



5. Через Босфор перекинуто два громадных моста: Босфорский мост и Мост султана Мехмеда Фатиха. Оба громадные, потому что большой пролет между берегами и под мостом должны проходить в том числе авианосцы.



6. Босфорский мост соединяет два района города: Ортакой и Бейлербей. Это был первый мост, построенный через Босфор. Начали строить его в 1970 и закончили 29 октября 1973. 29 октября -это национальный праздник в Турции-юбилей прозозглашения Турецкой республики.

В рейтинге мировых мостов, этот мост занимает почетное девятое место по протяженности среди подвeсных мостов. Его длина 1074 метра, и его проезжая часть возвышается над водой на 64 метра.



7. Больша́я мече́ть Меджидие. Город с воды выглядет совсем по другому, чем с берега. Все те же здания, выстроенные вдоль живописных берегов приобретают совсем другой окрас. Одна из мечетей.



8. Фасад дворца Долмабахче можно толком увидеть только с воды.



9. Ялы на Босфоре. Изначально по берегам Босфора никто кроме рыбаков не хотел селиться. Но в какой-то момент веке в 17 Паши, Гранд Визири и другие высокопоставленные сановники при дворе султана подумали, а почему бы нам не построить себе вилы на берегу пролива. Сказано, сделано. И постепенно все берега вплоть до Черного моря с обеих сторон пролива начали застраиваться деревянными ялами. Они служили летней резиденцией и отражали престиж своих постояльцев. Архитектырные стили, в которых они строились были Бароко, Арт Наво, модерн. Архитектуры ял старалась максимально использовать выход к воде.



10. Вот как пишет Памук Орхан, нобелевский лауреат по литературе про эти ялы:

"До поры до времени на берегах Босфора располагались только греческие рыбацкие деревушки; но начиная с XVIII века здесь начали строить ялы3 для представителей высших кругов Османской империи, и тогда Гёксу, Кючюксу, Бебек, Кантилли, Румелихисары и Канлыджа4 стали очагами закрытой для чужеземных влияний стамбульской, османской культуры. Ялы, которые строили для себя османские паши и вельможи, а в последние годы существования империи - и просто богачи, в XX веке, в годы подъема патриотизма, связанного с установлением республики, стали символом турецко-османской самобытности вообще и образцом ее в архитектуре в частности. Архитектор Седад Хаккы Эльдем собрал чертежи этих домов, их старые фотографии и гравюры, сделанные, например, Меллингом, в книге, которую озаглавил «Воспоминания на Босфоре»; ялы служили ему источником вдохновения, когда он проектировал свои «модернизированные» здания - у них такие же узкие высокие окна, широкие карнизы, тонкие трубы и узкие эркеры. Но и здания Седада Хаккы Эльдема, и творения его подражателей - всего лишь тень той навсегда ушедшей в прошлое культуры."

Кстати, для понимания Стамбула, очень советую прочитать его книгу «СТАМБУЛ. Город воспоминаний».



11.
" В годы моего детства нувориши, начинавшие обрастать жирком стамбульские буржуа, не проявляли к босфорским ялы ни малейшего интереса. Старые босфорские ялы не были приспособлены для того, чтобы жить в них зимой, когда стоят холода и дует северо-восточный ветер, прогревать их было сложно и дорого. Новые богачи республиканского периода, не столь могущественные, как османские паши, чувствовали себя в значительно большей степени европейцами, проживая в многоэтажных домах в окрестностях площади Таксим и поглядывая на Босфор издалека. Поэтому они не покупали ялы у османских семей, удалившихся от власти, у обедневших детей пашей, у родственников людей, подобных А. Ш. Хисару. В больших деревянных особняках и ялы, стоявших на Босфоре, обитали бывшие придворные, выжившие из ума, и внуки пашей, то и дело судящиеся друг с другом по поводу раздела имущества и сдающие внаем этажи, а то и отдельные комнаты. Впавшие в небрежение дома гнили, краска с них осыпалась, и деревянные стены от холода и влаги чернели; в надежде, что на этом месте построят многоэтажное здание, их часто тайком поджигали, так что за годы моего детства их становилось все меньше, и к 70-м годам, когда город начал быстро расти, большинство их исчезло."



12. Кажется это казармы на азиаткой стороне. Каковы казармы, а?



13. Это среди распознаных мной ял. Это яла Фетхи Ахмет Паши или Мокан яла.Была построена в конце 18-ого века. Среди ее поситетелей были композитор Франц Лист и архитектор Le Corbusier. Известные, как розовые Ялы, почти не видны с берега.



14.Дворец Бейлербейи, который дал название всему району, что находится за ним. Спроектирован в стиле Бароко Саркисом Бальяном. По красоте сопоставим с ранним дворцом Долмабахче. Был построен султаном Абдул Азизом в 1861 г, как летняя резиденция и место для приёма глав иностранных государств. Французская императрица Евгения посетила этот дворец по пути на открытие Суэцкого канала в 1869 г. И по легенде получила пощечину от матери султана. Этот дворец тоже лучше смотреть с воды.



15. Туристы наслаждаются кильватером.



16. На палубе всегда можно испить крепкого чая. Хорошо тонизирует.



17. А это знаменитая крепость Румели Хисари. По-английски она еще называется Fortress of Europe. Её построил Мехмет второй в 1452 году, заблаговременно, чтобы иметь возможность перекрыть Босфор и отрезать Константинополь от поставок с севера, с Черного Моря. Как мы сегодня знаем, его план удался, и в 1453 году город был взят.



18. Строительство крепости было очень ответственное дело. Султан сам руководил стройкой. За башни были ответственны его визири, а за стены крепости он сам отвечал. Крепость была возведена всего за четыре месяца, для времен просто рекордные сроки. Одно из названий Bogazkesen, или "перерезающая горло". Такое название довольно логично.



19. Плохо видная в контровом свете крепость-сестра на азиатском берегу, построенная еще Беязитом первым Anadolu Hisari, или Fortress of Asia в 14-ом веке. Вместе эти две крепости держали Босфор как две руки у горла. Через них не один корабль не мог прошмыгнуть.



20. Вид сблизи на Румели Хисари. Про битву 1453 и подготовку к ней лучше всего читать книгу Падение Константинополя в 1453 году.

А вот оттуда отрывок:
"Крепость, названная тогда турками Богаз-кесен, что значит «перерезающая пролив», или, иначе, «перерезающая горло», а сейчас известная под именем Румелихисар, была закончена в четверг 31 августа 1452 г. Мехмед, собрав в районе крепости свою армию, подступил к стенам Константинополя. Он провел там три дня, тщательно осматривая городские укрепления. Сомнений в его намерениях ни у кого не оставалось. Одновременно султан объявил о том, что каждый корабль, проходящий вверх или вниз по Босфору, должен останавливаться у крепости для досмотра; тот, кто не подчинится, будет потоплен. В подкрепление своего приказа он распорядился установить на одну из башен, расположенных ближе к воде, три еще невиданных по своим размерам орудия. И это была не пустая угроза. В начале ноября два венецианских корабля, шедшие из Черного моря, отказались подчиниться требованию остановиться. На них навели пушки, но кораблям удалось уйти невредимыми. Однако третий корабль, пытавшийся две недели спустя последовать их примеру, был потоплен пушечным выстрелом, а его команда во главе с капитаном Антонио Риццо захвачена в плен и доставлена в Дидимотихон, где в то время находился султан. Мехмед приказал немедленно обезглавить всю команду, Риццо же посадить на кол, а труп его выставить у дороги"



21. Карта круиза, если кому-то нужно будет. Круиз стоит смешные 12 лир. Кораблик выходит каждый час с пристани Эминёню, около Галатского моста. Фирма-оператор Tulyol.

турция, Турция

Previous post Next post
Up