Стамбул. Вокзал Хайдарпаша

Oct 22, 2014 19:21



1.
Допустим вы из Лондона доехали до Стамбула, переплыли через Босфор и попали на азиатскую часть. И хотите продолжить свой путь по рельсам в Багдад или в Каир. В начале 20-ого века вы могли это сделать. Напротив вокзала Сиркеджи стоит его брат вокзал Хайдарпаша.

Багдадская железная дорога, протяженность около 2400 км, соединяет Босфор с Персидским заливом.

По плану, Багдадская железная дорога должна была пройти от Эрегли до города Адана, затем идти на восток до Нусайбина и Мосула, а затем на юг по правому берегу Тигра до Багдада, Басры и Кувейта. Планировались ответвление до Алеппо на соединение с уже существующей Сирийской железной дорогой до Бейрута и Дамаска со строящимся продолжением в виде узкоколейной Хиджазской железной дороги до Мекки.

К началу Первой мировой войны Багдадская железная дорога была построена только частично. На севере рельсы были проложены до Рас-эль-Айна (за время войны до Нусайбина), на юге - от Багдада до Самарры. После поражения Центральных держав и распада Османской империи строительство прекратилось. Только к лету 1940 года строительство всех отдельных участков турецкими подрядчиками было полностью завершено, и в июле 1940 года из Стамбула в Багдад отправился первый прямой и беспересадочный поезд.



2.Вид вокзала с пристани Кадыкой. Вокзал также, как и Сиркеджи, проектировался немцами - Отто Риттером и Гельмутом Куно, и построен на искусственном насыпном полуострове, в 1906-1908 годах. С двух сторон его окружают пристани босфорских паромов, поэтому удобней всего туда попадать из центра города именно водой.

Как видно на снимке крышу полностью починили после сильного пожара 2010 года.

Вокзал Хайдарпаша - "сын" большого геополитического проекта под названием Bagdadbahn. Это было то время, когда пассионарные немцы под водительством молодого кайзера Вильгельма II лезли буквально во все мировые щели, чтобы транслировать влияние своей державы и грамотно вкладывать средства Второго Рейха в перспективные проекты. Увядающая Османская империя, в отличие от империи Российской, в тот момент уже не имела сил строить крупные проекты сама, поэтому немецкая концессия была очень кстати - для того, чтобы соединить плохо связанные куски огромной страны воедино. И, если бы не Первая Мировая, быть бы Хайдарпаше имперским вокзалом с маршрутами поездов, которые сейчас звучат для нас экзотически - на Багдад, и далее к побережью Персидского залива; на Иерусалим, Медину, Дамаск и Каир (с пересадкой в Сирии на узкую колею). Но - не сложилось, и вокзал после распада империи стал занимать более скромную роль



3. Теоретически можно было попасть в свое время из Стамбула в Хайфу по Хиджазской железной дороге. Сегодня это уже совсем невозможно. В Сирии ситуация не блещет, мы с ними не дружим.



4. Азиатский вокзал больше, чем европейский. В европейском 2 колеи, здесь больше четырех. Первая анатолийская линия была построена в 1873 году и соединяла Стамбул с Изником. (Помните изникские изразцы в Голубой Мечете?) Расширение этой линии был главный проект модернизации Османской империи Абдулы Хамита II. Из-за отстутствия достаточных фондов, ему пришлось обратится за помощью к германскому кайзеру Вильгельму II. The Deutsche Bank согласился проинвестировать железную дорогу и заняться ее эксплуатацией. Вокзал Хайдарпаша был завершен к 1908 году.



5. Кемаль провожает турок и в Багдад тоже.



6.Торжествественное открытие.



7. Архитектура тоже времен belle epoque. Оформление очень похоже на то, что у европейского вокзала.

8.



9. Азиатский паровоз-памятник.



10. Историческая справка весит на фасаде вокзала. Похоже они ошиблись с именем второго архитектора.

турция, Турция, поезда

Previous post Next post
Up