В авиации и в метеорологии есть такое понятие микропорыв. Иногда самолетам приходится летать в плохих метеоусловиях, в шторм, грозу, при молниях. И часто когда есть молния, возникают в небольшом месте сильный нисходящий потом воздуха, который называется microburst, или микропорыв.
На салолет действует четыре основные силы: тяга двигателей, лобовое сопротивление ветра, подъемная сила крыльев и гравитация Земли.
Дело в том, что подъемная сила зависит, среди прочего, от относительной скорости воздуха. Поэтому например, скорость отрыва самолета от земли ниже при встречном ветре, чем при попутном. Так вот, если самолет попадает в такой микропорыв, поток возуха его сильно прижимает к земле, а потом на вылете из потока, самолет оказывается как бы в попутном ветре. И получается, что вне зависимости от уровня подготовки экипажа, падение неизбежно. В 1985 году рейс Delta Airlines разбился в Далласе из-за микропорыва, погибло 137 человек. Единственное решение облетать эти микропотоки стороной.
И вот авиаперевозчики обратились в НАСА, чтобы ее инженеры разработали датчики для обнаружения этих потоков, и чтобы можно было из кабины самолета знать куда лететь, чтобы не попасть в такой поток.
НАСА изобрела сразу три вида датчиков:
Модифицированный
доплеровский радар в носу самолета
Лазерный локатор,под передним багажным отсеком.
Устройство, закрепленное снаружи на фезюляже, которое измеряет изменение температуры, окружающего воздуха.
Информация со всех датчиков поступает на бортовой компьютер самолета и дает летчикам точную картину нахождения этих потоков.
Само описание устройств начинаю с 43 минуты:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=m5iw56NkE1c#t=2555s Весь фильм про микропорывы тут:
Click to view