К 160-летию композитора.
Элгар... в английской музыке занимает то же место, что Бетховен в немецкой.
Б. Шоу
Эдуард Элгар - крупнейший английский композитор рубежа XIX-XX вв. Становление и расцвет его деятельности тесно связаны с периодом наивысшего экономического и политического могущества Англии в правление королевы Виктории. Технические и научные завоевания английской культуры, прочно утвердившиеся буржуазно-демократические свободы плодотворно влияли на развитие литературы и искусства. Но если национальная литературная школа в это время выдвинула выдающиеся фигуры Ч. Диккенса, У. Теккерея, Т. Харди, О. Уайльда, Б. Шоу, то музыка только начинала возрождаться после почти двухвекового молчания. Среди первого поколения композиторов английского Возрождения наиболее выдающаяся роль принадлежит Элгару, чье творчество ярко отражает оптимизм и устойчивость викторианской эпохи. В этом он близок Р. Киплингу.
Родина Элгара - английская провинция, окрестности городка Вустер, недалеко от Бирмингема. Получив первые уроки музыки от отца, органиста и содержателя музыкальной лавки, дальше Элгар развивался самостоятельно, постигая азы профессии на практике. Лишь в 1882 г. композитор сдал экстерном экзамены в лондонской Королевской академии музыки по классу скрипки и по музыкально-теоретическим предметам. Уже в детстве он овладел игрой на многих инструментах - скрипке, фортепиано, в 1885 г. заменил отца на посту церковного органиста. Английская провинция в то время была верной хранительницей национальных музыкальных - и в первую очередь - хоровых традиций. Огромная сеть любительских кружков и клубов поддерживала эти традиции на достаточно высоком уровне. В 1873 г. Элгар начал свою профессиональную деятельность скрипачом в Вустерском «Гли-клаб» (хоровом обществе), а с 1882 г. работал в родном городе концертмейстером и дирижером любительского оркестра. В эти годы композитор сочиняет много хоровой музыки для любительских коллективов, фортепианные пьесы и камерные ансамбли, изучает творчество классиков и современников, выступает как пианист и органист. С конца 80-х гг. и до 1929 г. Элгар попеременно живет в разных городах, в т. ч. в Лондоне и Бирмингеме (где 3 года преподает в университете), и завершает жизненный путь на родине - в Вустере.
Значение Элгара для истории английской музыки определяется прежде всего двумя сочинениями: ораторией «Сон Геронтия» (1900, на ст. Дж. Ньюмена) и симфоническими «Вариациями на загадочную тему» («Энигма»-вариации (англ. Enigma Variations; от др.-греч. αἴνιγμα - загадка), 1899), которые стали вершинами английского музыкального романтизма. «Энигма»-вариации заложили первый камень в основание национального симфонизма, который до Элгара был наиболее уязвимой областью английской музыкальной культуры. «„Энигма“-вариации свидетельствуют, что в лице Элгара страна обрела оркестрового композитора первой величины», - писал один из английских исследователей. «Загадка» вариаций состоит в том, что в них зашифрованы имена друзей композитора, скрыта от глаз и музыкальная тема цикла. (Все это напоминает «Сфинксы» из «Карнавала» Р. Шумана.)
BBC Symphony Orchestra, Leonard Bernstein, 1984.
Click to view
Элгар посвятил произведение «моим друзьям, изображенным здесь» (англ. «to my friends pictured within»), и в партитуре каждой вариации предшествуют инициалы или имя друга, которому она посвящена. Каждая часть передает не только общее впечатление от личности, но и содержит музыкальную отсылку на конкретную характеристику или событие, такие, как смех, особенности речи и т. п. Произведение состоит из следующих разделов:
Тема (Enigma: Andante)
1.L’istesso tempo («C.A.E.»)
2.Allegro («H.D.S-P.»)
3.Allegretto («R.B.T.»)
4.Allegro di molto («W.M.B.»)
5.Moderato («R.P.A.»)
6.Andantino («Ysobel»)
7.Presto («Troyte»)
8.Allegretto («W.N.»)
9.Adagio («Nimrod»)
10.Intermezzo: Allegretto («Dorabella»)
11.Allegro di molto («G.R.S.»)
12.Andante («B.G.N.»)
13.Romanza: Moderato («* * *»)
14.Finale: Allegro Presto («E.D.U.»)
Согласно воспоминаниям самого Элгара, вечером 21 октября 1898 года после утомительного дня, он сел за рояль. Мелодия, которую он играл, привлекла внимание его жены, и он начал импровизировать вариации на эту тему в различных стилях, которые отражают характер некоторых из его друзей. Эти импровизации, расширенные и оркестрованные, позднее и стали полноценным музыкальным произведением.
Романтическая и утонченная первая вариация, непосредственно продолжающая тему, посвящена жене. В вариации № 6 тема поручена альтам (Исабель Фиттон обучалась у Элгара игре на этом инструменте). Однажды герой вариации № 7 архитектор Артур Тройт Гриффит и автор были застигнуты грозой и укрылись в доме Уинифред Норбери (см. вариацию № 8). Особняком выделяется вариация № 9 «Нимрод» (А.Дж. Джаггер), изумительное по красоте и оркестровой выразительности Адажио - шедевр Элгара. Под именем библейского царя Нимрода, строителя Вавилонской башни, выведен один из друзей композитора, служивший в лондонском музыкальном издательстве Новелло.
Остальные пьесы - порой милые безделушки. Дорабелла - это заикающаяся Дора Пенни*, вариация № 11 - портрет отнюдь не Джорджа Робертсона Синклера, органиста в Херефорде, а его любимого бульдога. В такте 13 вариации № 13 на фоне мерных фигур у альтов и тремоло литавр, изображающих колыхание волн и шум машины в трюме, кларнет играет побочную тему увертюры Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание», которую за ним повторяют трубы и тромбоны: героиня вариации отплывала в Австралию. Финал, в котором к оркестру может присоединяться орган, - это Эдуард Элгар собственной персоной.
Все загадки он в свое время раскрыл, прокомментировав сочинение. Но при этом загадал потомкам загадку второго уровня: якобы в вариациях есть еще некая скрытая в толще партитуры неявно звучащая тема… Ее ищут до сих пор, и поиски заставляют возвращаться к «Энигме», нащупывая под листками из домашнего альбома более глубокий смысл.
Анна Булычёва, mariinsky.ru
Творчество Элгара принадлежит к числу выдающихся явлений музыкального романтизма. Синтезируя национальные и западноевропейские, преимущественно австро-немецкие влияния, оно несет в себе черты лирико-психологического и эпического направлений. Композитор широко применяет систему лейтмотивов, в этом явственно ощущается воздействие Р. Вагнера и Р. Штрауса.
Музыка Элгара мелодически обаятельна, красочна, обладает яркой характеристичностью, в симфонических произведениях привлекает оркестровое мастерство, тонкость инструментовки, проявление романтичности мышления. К началу XX в. Элгар приобрел европейскую известность.
Среди исполнителей его сочинений были выдающиеся музыканты - дирижер X. Рихтер, скрипачи Ф. Крейслер и И. Менухин. Нередко выступая за рубежом, композитор сам вставал за дирижерский пульт. В России произведения Элгара получили одобрение Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова.
Элгар пережил свою славу, в конце жизни его имя стало легендой, живым символом и гордостью английской музыкальной культуры.
Г. Жданова
Источник* Дора Пенни (1874-1964) была дочерью преподобного Альфреда Пенни (1845-1935) в Вулвергемптоне. Мать Доры умерла в феврале 1874 года, через 6 дней после рождения Доры. Отцу семьи пришлось много лет работать миссионером в Меланезии. В 1885 году Альфред Пенни снова женился. Мачеха Доры была подругой Каролины Алисы Элгар, жены Эдварда Элгара. Так семья Пенни познакомилась с семьей Элгар. В 1897 году семья Пенни пригласила Эдварда и Алису Элгар к себе в поместье в Вулвергемптоне на несколько дней.
Эдвард был в то время учителем музыки. Дора и Эдвард подружились и проводили много времени вместе. Пускали воздушных змеев, катались на велосипедах и играли в футбол, хотя разница в их возрасте была около семнадцати лет. Впоследствии Эдвард посвятил Доре десятую тему (Intermezzo: Allegretto («Dorabella»)) своего музыкального произведения Энигма-вариации.
По возвращении домой Элдар Эдгард написал зашифрованное письмо и подписал «Мисс Пенни».
«Мисс Пенни», - гласила надпись на одной стороне карточки, на другой же был трёхстрочный шифр из 87 символов. Девушка так и не смогла расшифровать послание, и оно пролежало около 40 лет в ящике её стола, прежде чем его перепечатали в книге воспоминаний Пенни об Элгаре в издательстве «Метуен». Оригинал письма был утерян.
Каждый символ шифра - вариация одной, двух или трёх полуокружностей, расположенных в восьми различных ориентациях. Из такой комбинации можно составить 24 различных символа, большинство из которых напоминают букву E, которые могли быть как-то связаны с инициалами Эдварда Элгара (Е. Е. (англ.)).
Расшифровывая письмо композитора, некоторые пытались обойтись простейшим методом замены символов на буквы, так как все знаки письма напоминают английскую букву Е. В конце XIX века не было компьютеров, которые могли создать сложные системы кодирования, и маловероятно, что Эдвард Элгар заставил Мисс Пенни расшифровывать что-нибудь сложное. В этом случае каждый символ шифра может представлять одну букву алфавита. Хотя в английском алфавите 26 букв, а в шифре возможны только 24 символа, автор мог обойтись без редкоиспользуемых букв, таких как «Z», «X», или использовать один символ для некоторых букв «I»/«J», «U»/«V». Криптоаналитики обычно используют частотный анализ для поиска наиболее повторяющихся символов шифра для сравнения с наиболее часто использующимися буквами алфавита (к примеру, A, E, T). Другие приходили к выводу, что здесь вообще скрыты не слова, а мелодия.
Одна из сложностей расшифровки заключается ещё и в том, что, как считают многие криптоаналитики, в письме заключены и какие-то фразы, возможно, шутки, которые понятны были только Доре и Эдуарду. Расшифровать их практически невозможно. Другие между тем думают, что шифр не несёт математические аспекты, так как ни мисс Пенни, ни Эдуард Элгар не были математиками. Таким образом, этот шифр несёт более историческое значение.
В 2007 году сообщество, посвященное Эдуарду Элгару, провело конкурс по расшифровке письма, посвящённый 150-летию Эдуарда Элгара. Было получено несколько попыток расшифровки письма, но они не были успешными. Одна или две статьи сделали впечатляюще амбициозный и внимательный анализ. Эти записи, хотя сопоставляли символы Элгара буквам алфавита, в конце концов пришли к произвольной последовательности букв. Результатом являлся набор несвязных слов и букв.