Гераклит о гармонии и музыке

Mar 07, 2017 14:07


Помимо пифагорейцев, к музыке обращались многие мыслители и ученые Древней Греции. К их числу относится величайший античный диалектик Гераклит (ок. 530 - 470 гг. до н.э.). Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, - книга «О природе», состоявшая из трех частей («О природе», «О государстве», «О боге»).



Гераклит на картине И. Морельсе (ок. 1630)
Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει). Однако точный перевод с греческого означает: «Все течет и движется, и ничего не пребывает».

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

image Click to view


В основе философского учения Гераклита лежит представление о гармонии как единстве противоположностей. Это учение существенно оттличалось от учения пифагорейцев, которые выдвигали на первый план числовую, главным образом количественную сторону гармонии. Для Гераклита гармония - это внутренний, качественный закон развития природы, предполагающий единство и борьбу противоположностей. "Расходящееся сходится, и из различных тонов образуется прекраснейшая гармония, и всё возникает через борьбу". Характерно, что когда Гераклит пытается объяснить диалектическую природу гармонии, он обращается прежде всего к музыке. Именно она лучше всего иллюстрирует гармонию, царящую в космосе. "И природа стремится к противоположностям, и из них, а не из подобных вещей образует созвучие... Музыка создаёт единую гармонию, смешав в совместном пении различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие".



Хендрик Тербрюгген. Гераклит Эфесский, 1628

Характеризуя гармонию, царящую во Вселенной, он использовал образ лиры: "Враждебное находится в согласии с собой: перевёрнутое соединение (гармония), как лука и лиры". Звучание туго натянутых и по-разному звучащих струн лиры может быть благозвучным, услаждающим слух. "Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего - одно, из одного - всё", - объяснял секрет описанного явления философ. Более того, и благозвучным-то звучание становится лишь благодаря соединению разных, не похожих друг на друга звуков. А поэтому "тайная гармония лучше явной".
Таким образом, музыкальная гармония становится у Гераклита прообразом и символом космической гармонии, законы мира строятся на основе музыкальных законов. Вместе с тем и самую музыкальную гармонию Гераклит понимает по образцу космической и природной диалектики.

МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: Гераклит

image Click to view


Сравнивая фрагменты Гераклита с соответствующими высказываниями пифагорейцев, можно убедиться в их существенном различии. В отличие от пифагорейцев, музыкальная гармония у Гераклита и его последователей складывается не из абстрактных чисел, а из реальных звуков. И познаётся она не посредством созерцания или математического исчисления, а посредством слухового восприятия.



Гераклит (внизу слева), на фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511)

Изречения:

  • Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю.
  • Природа любит прятаться.
  • Тайная гармония лучше явной.
  • Я искал самого себя.
  • Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские.
  • На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды
  • Личность (ἦθος) - божество человека.
  • Многознание уму не научает. (нередко ошибочно приписывается Ломоносову)


гармония музыкальная, история музыкальной эстетики, Гераклит

Previous post Next post
Up