Усадьба "русского друга" Бетховена

Apr 20, 2016 01:15

Оригинал взят у deadokey в Усадьба ГОЛИЦЫНЫХ, Тамбовская область, г. Мичуринск. Усадьба "русского друга" Бетховена
Знаменитый род Голицыных оставил огромный след в истории России и внес большой вклад в сокровищницу архитектурного наследия страны. Представителям рода Голицыных принадлежали такие большие усадебные комплексы, как Кузьминки, Сима, Дубровицы, Пехра-Яковлевское. Но мало кто знает, что еще одна жемчужина истории и архитектуры, связанная с родом Голицыных, находится в городе Мичуринск Тамбовской области.

Одноэтажный дом, возведенный в 1823 году в стиле русского классицизма, принадлежал двум гениям, отцу и сыну, чьи общественные, музыкальные и литературные достижения, навсегда остались в истории. Здесь жили Николай Борисович и его сын Юрий Николаевич Голицыны. Николай Борисович, музыкант, литературный критик, автор многих биографических очерков об Отечественной войне 1812 года, был другом и меценатом композитора Людвига Бетховена. Именем Голицына Бетховен назвал свои «голицынские квартеты». Кроме того, существует легенда, согласно которой Бетховен написал по заказу Голицына произведение «Освящение дома», приуроченное к окончанию строительства дома в Мичуринске. Сама переписка князя с великим композитором хранится здесь, в литературно-музыкальном музее города Мичуринска, созданного в 1995 году в доме Голицыных.

Сегодня в музее хранится более 7500 экспонатов, рассказывающих посетителям о хозяевах особняка, литературных и музыкальных традициях Мичуринска (бывшего Козлова), а также всей Тамбовской области. В экспозиции музея представлено очень много старинных музыкальных инструментов, в том числе редчайший экспонат - фортепиано «Вильгельм Бизе» 1771 (?) года, которое, по некоторым сведениям, сохранилось здесь от хозяев дома.

Я приглашаю вас совершить экскурсию по мичуринскому особняку Голицыных и сделать множество удивительных открытий об этом месте. Велика вероятность, что после прогулки по интерьерам особняка, ценители музыки и истории решат, что грядущие майские праздники следует провести именно здесь!





Адрес усадьбы: г. Мичуринск, ул.Гагарина, д.4.

Дата фотографий: 2016 год, 5 марта.

По пути к усадьбе можно сначала заглянуть в Боголюбский собор, который находится на ул. Герасимова.



2. Собор Иконы Божией Матери Боголюбская в Боголюбском Козловском монастыре. Выстроен в 1848-1873 на средства купца Г. Воронова и других. Архитектор К.А. Тон.

До революции город Мичуринск носил совершенно другое название: он был известен как Козлов - один из самых крупных и прогрессивных городов огромной Тамбовской губернии.



История Мичуринска (Козлова). Монастырская улица в Козлове. Начало XX века.



3. Большой четырёхстолпный пятиглавый храм в русско-византийском стиле, сооружённый по образцу Введенского проекта лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге.

Свернем на улицу Революционную улицу, здесь сохранилось много дореволюционных особняков.



4. Революционная улица.

Здесь проживали множество купеческих семей и мелкопоместных дворян, дома и шикарные особняки которых сохранились и дошли до наших дней. История города тесно связана с именами выдающихся музыкантов, агрономов, общественных и политических деятелей. Козлов был зажиточным городом. Местные меценаты не жалели денег на строительство храмов, общественных учреждений и школ.



5.



6. А этот дом продается.



7. Дом в начале Революционной улицы с деревянными наличниками.



8.



9. Всего ри дома на ул. Революционной внесены в реестр памятников.

Сначала мне показалось, что вот она, усадьба Голицына, друга Людвига Бетховена!



10.

Но это оказался Аграрный коллеж, выстроенный на месте площади, находившейся напротив настоящего дома Голицыных.



1973 г.



Начало XX века. Базарная площадь.

И вот, в первой четверти XIX века на бывшей площади Базарной, начали возводить одноэтажный особняк, заказчиком которого был Николай Борисович Голицын. Дом был построен в 1823 году. Это красивое каменное здание, построенное в стиле русского классицизма, имело простой, но в то же время роскошный вид: монументальность ему придают портик с фронтоном, белоснежные колонны и неглубокий балкон.



11.



1987 г. Перед реставрацией.



12. Я постарался снять дом с той же машиной, что и на предыдущей фотографии 1987 года.

Однако, радость от строительства нового дома Николай Борисович не испытывал. Его судьба была крайне сложной. Будучи юношей, он хотел посвятить себя искусству и литературе, однако его мечтам суждено было реализоваться только в зрелые годы. Военная муштра никогда не привлекала его, однако с началом военной кампании Наполеона против России, он принял решение о возвращении в армию. Восемнадцатилетний юноша писал: «…каждый из нас желал только принести в жертву Родине свою жизнь и достояние»



13. Здесь сейчас музей, в нем постоянно проводятся выставки.

В день моего приезда проходила выставка Ассоциации коллекционеров "Великая забытая война".



14. Южный фасад.



15. Первый зал с экспозицией "Музыкальные традиции Козлова-Мичуринска".

Он сражался храбро и самозабвенно, участвовал во многих крупных битвах и заграничной кампании русской армии. В 1814 году князь был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и именной шпагой с золотым эфесом с надписью: «За храбрость» за взятие Парижа. На тот момент Николаю Голицыну было всего 20 лет.



16. Здесь выставлены не только подлинные документы, но и привезенные сюда предметы дворянского быта.



17. На стендах - информация о взаимоотношениях двух поколений семьи Голицыных с великими музыкантами.

Оправившись от ужасов войны, Голицын приступает к активному изучению музыки и искусств, а также к написанию мемуаров об Отечественной войне 1812 года. Он издал книгу «Офицерские записки или воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов», а также многочисленные очерки.



18. Бывшая гостиная.



Князь Николай Борисович Голицын (8 [19] ноября 1794 - 22 октября [3 ноября] 1866, Богородское Новооскольского уезда Курской губернии)

Молодой, энергичный и бесконечно талантливый князь вызывает большой интерес в светских салонах двух столиц. Он знакомится с Жуковским, Пушкиным, Драгомыжским и другими культовыми фигурами в истории России.  Но внезапно в жизнь князя пришла черная полоса. В 1822 году умер его отец, в 1823 году - сын-первенец, а в 1824 году - мать. Внезапная кончина родителей стала причиной полного разорение князя. Блестящий вельможа вынужден был оставить жизнь в столицах и перебраться в провинциальные имения, ставшие ему пристанищем на долгие годы.



19. Убранство гостиной было воссоздано.

Голицын ищет спасение в музыке. Он в совершенстве осваивает игру на виолончели и фортепиано, пишет собственные произведения, а также вступает в переписку с ведущими музыкантами того времени, в числе которых - Людвиг Бетховен. В 1822 году он отправил композитору письмо, в котором содержалась просьба написать для него небольшой квартет за назначенную сумму.



20. Зал "История создания музыкальных инструментов".



21.

Бетховену не понравился тон Голицына. Он счел, что служителю Музы, возможно, и подобает писать произведения на заказ, однако ограничивать его в сроках - истинная дерзость. В такой напряженной обстановке состоялось их знакомство. Получив ответ, Голицын продолжает писать композитору и восхищаться его талантом. Бетховен понимает, что в лице Голицына он обретает не только преданного поклонника, но и человека, способного распространить в России его собственную славу.



22. Зеркала в гостиной.



23. В гостиной висят портреты двух владельцев усадьбы - отца и сына Голицыных.



24. J.Becker - основатель фортепианной мастерской (затем фабрики) в Санкт-Петербурге (1841). Фортепьяно ориентировочно середины XIX века.

Бетховен предлагает Голицыну подписку на партитуру «Торжественной мессы», плохо воспринятой публикой в Вене. Князь с радостью принимает предложение композитора. С аналогичными предложениями Бетховен обращался ко многим известным и просвещённым личностям Европы, вот только откликнулись на них единицы. В числе людей, решивших помочь Бетховену оказались Николай Голицын и император Александр I.



25.



26. Рисунок с изображением дома Голицыных.



27.

Голицын приступает к активной популяризации «мессы». Премьера «Торжественной мессы» состоялась 6 апреля 1824 года в Петербурге. Светская публика высоко оценила произведение Бетховена, его имя начало набирать стремительную популярность в России.



28. Одним из сам старых музыкальных инструментов в коллекции музея является пианино Wilhelm Biese, 1771 года (так указано в путеводителе по музею). Но 1771 год стоит оспорить, так как фабрикант Вильгель Бизе родился в 1822 году и умер в 1902 году в Берлине.



29.

И вот, спустя два года после «дерзостного» предложения Голицына, Бетховен все же посвящает ему первый из обещанных квартетов, увертюру и опус 124. Николай Борисович в восторге благодарил композитора. А во всей Европе за Голицыным закрепилось имя «русский друг Бетховена».



30. Скрипка, 1819 года.



31.



32.

По словам директора Литературно-музыкального музея Елены Поляковой, Николай Голицын часто исполнял произведения Бетховена, сидя на открытом балконе своего дома в Мичуринске. Раньше перед особняком находилась оживленная Базарная площадь. Концерты князя пользовались большой популярностью зрителей, до которых Голицын хотел донести всю красоту и очарование произведений Бетховена.



33. Дом построен в 1823 году.

Как писала В.А. Кученкова в книге "Усадьбы Тамбовской губернии" (Тамбов, 2009), "городской дом Голицыных в Козлове построен в первой четверти XIX века в стиле русского классицизма. Одноэтажный каменный дом с полуподвальным этажом, портиком с фронтоном, колоннами и неглубоким балконом был необыкновенно элегантен".



34. Экскурсионной группе рассказывают о генеалогическом древе Голицыных.

Долгие годы продолжалась переписка князя и Бетховена. В своем последнем письме к Николаю Борисовичу Бетховен писал: «…Аполлон и музы еще не отдадут меня костлявой…У меня такое чувство, что я написал всего лишь несколько нот. Благородный князь! Желаю Вам хороших успехов в ваших радениях и искусстве»». Вскоре Бетховен скончался.



35.

Исследователи творчества великого композитора единогласны в своем мнении: русский князь сыграл одну из главных ролей в жизни Бетховена.



36. Комната с экспозицией "Литературные традиции Козлова-Мичуринска".



37. В литературном-музыкальном музее представлено 7 500 экспонатов!!!

Именно эта удивительная, трогательная и совершенно потрясающая история и легла в идею основной концепции Литературно-музыкального музея, решение о создании которого было принято еще в «мятежном» 1991 году.



38.

Николай Борисович Голицын, помимо своей огромной любви к музыке, был прекрасным переводчиком и литературным критиком. Он переводил на французский язык произведения Пушкина. Поэт высоко оценил работу князя. В своем письме Голицыну Александр Сергеевич благодарил князя за прекрасный перевод, а также подчеркивал, что если бы перевод был сделан раньше, то он бы «послал его во Францию, чтобы щелкнуть по носу всех крикунов из Палаты депутатов».



39. Рояль "Offenberg", Вена, 1845 г.



40. Часть мебели попала в музей из разоренных тамбовских усадеб.

Литературная деятельность Голицына также послужила основой для создания нового музея. Было принято решение объединить в стенах особняка как музыкальную, так и литературную составляющие.



41. Писатели, которые прославили Козлов-Мичуринск.

У многочисленных идей Николая Голицына появилось множество последователей. Примечательно, что дело отца продолжил и сын Николая Голицына - Юрий Николаевич.  После своей женитьбы на Екатерине Николаевне Бахметьевой, Юрий Голицын поселился на Тамбовщине, в своем имении Салтыки.



Князь Юрий Николаевич Голицын (29 ноября (11 декабря) 1823, Санкт-Петербург - 2 (14) сентября 1872, Санкт-Петербург).



42. Второй выставочный зал, посвященный литературной тематике.

Он с раннего детства был увлечен музыкой. Сначала он видел пример своего отца, затем, уже во время учебы в Петербурге, имел возможность часто бывать на концертах.



43. Над лестницей находится выставочное пространство, которое носит название "Портретная галерея" князей Голицыных.

Оказавшись вдали от столичной жизни, Юрий Голицын решил создать в своем имении свой хор. Он начал за свой счет учить музыке одаренных крестьян. В этом стремлении князю помогал его сосед по имению Аркадий Александрович Рахманинов - дед великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Хористы Рахманинова, по воспоминаниям современников, были настолько хорошо образованы, что могли импровизировать.



44. Здесь мы можем увидеть портреты представителей нескольких ветвей рода Голицыных.

Однако, вскоре Юрию Николаевичу пришлось распустить хор из-за финансовых трудностей. НО хормейстерская деятельность князя продолжалась. В 1858 году князь едет за границу и дает там концерты. Параллельно князь общается с прогрессивно настроенной молодежью, разделяющей «вольнодумные» идеи. Он знакомится с «Колоколом», выпускаемым Герценом. Переписка с опальным общественным деятелем и либеральные идеи юного князя не остаются незамеченными - поступило решение выслать Голицына в Козлов, где он жил в доме своего отца под надзором полиции.



45. Под сводчатыми потолками первого этажа находится касса музея.

В 1860 году Юрий Николаевич незаконно покидает место своего ареста и бежит за границу, где на протяжении нескольких лет выступает со своими оркестром и хором во многих европейских столицах. Имя Голицына становится невероятно популярным во всем Старом Свете.



46. И гардеробная в бывшем винном погребе Голицыных.

Несмотря на успех, Юрия Николаевича тянуло на Родину. Император разрешил ему вернуться в Россию. Остаток жизни Юрий Николаевич провел в Ярославле и на гастролях с вновь созданным хором. Его концерты стали очень популярными и среди российской знати.



47. Дом был признан памятником архитектуры по решению Облисполкома
№513 от 5.12.79 г.

Со смертью Юрия Николаевича закончились и самые яркие страницы в дореволюционной истории особняка в Козлове. В начале прошлого века грянула революция и здание ждала совершенно другая судьба. Здесь в хронологической последовательности размещались биржа труда, детский дом, детский сад. Постепенно дом начал приходить в аварийное состояние.



48.

Жители Мичуринска всегда трепетно относились к этому удивительному зданию и его богатой истории. В 1991 году началась реставрация Дома Голицыных, а в 1995 году в нем открылся Литературно-Музыкальный музей, который в прошлом году отметил свое двадцатилетие.

Сейчас здесь хранятся не только экспонаты, рассказывающие об истории литературной и музыкальной жизни города, но и проводится множество разнообразных культурных мероприятий. По словам администрации музея, ежегодно старинный особняк посещают около 11 тысяч туристов из России и других стран. Кроме того, музей посещают и потомки рода Голицыных.



49.

Для себя я с радостью отметил, что это удивительное место является оживленным даже в самый обычный день. В музее регулярно проводятся экскурсии, концерты, мастер-классы. Даже во время моего недолгого визита в этот особняк я увидел несколько групп туристов, приехавших сюда из других областей. Это значит только одно: культурно-просветительская деятельность великих хозяев дома живет здесь до сих пор.

Старые фотографии



? г.



1980-е гг.



1990-е гг.



1990-е гг.

В лицах



Князь Юрий Николаевич Голицын (29 ноября (11 декабря) 1823, Санкт-Петербург - 2 (14) сентября 1872, Санкт-Петербург).

С фотографии С. Л. Левицкого рисовал О. Б. Май, гравировал Л. А. Серяков - Всемирная иллюстрация : журнал. - 1870. - Т. 4. - № 92. - С. 676.

Старые карты



1792 год.



1812 год.



1850 год.



Вторая половина XIX в.



1870 год.



1918 год.



1919 год.



1932 год.



1941 год.



1954 год.



1988 год.



2016 год

Ссылки

1. Литературно-Музыкальный музей г.Мичуринска. Путеводитель по музею. 2011 г.

2. Горяйнов Ю.С. Людвиг ван Бетховен и князь Николай Голицын. Белгород, 1993 год, 68с.

3. Алексеев М. П. Русские встречи и связи Бетховена. - В кн.: Русская книга о Бетховене. М., 1927, с. 92-110.

4.
Штейнпресс Б. С. Хоровой дирижёр Ю. Н. Голицын // «Советская музыка». - 1949. - № 2.

5. В.А. Кученкова. "Усадьбы Тамбовской губернии" (Тамбов, 2009).

6. http://vtambove.ru/news/freetime/96773/

7. http://tambovodb.ru/oblast/data/mus_michlitmus.html

8. http://michurinsk.bezformata.ru/listnews/tambovskie-usadbi/8999688/

музыкальные инструменты, музыка, музеи, Голицын, Бетховен, русская усадьба

Previous post Next post
Up