"Офицер по культуре" или кто такой Николай Набоков

Apr 18, 2016 17:33


Это одна из немногих записей, которые появляются у меня не из симпатии к композитору или музыканту, а скорее из любопытства. Очень странно, что такая влиятельная личность в культуре мирового масштаба так основательно всеми забыта. В советское время у нас его не вспоминали по  идеологическим соображениям, потом, видимо, по инерции. А в Европе, Америке - помнят ли его там?..
В русской истории НАБОКОВЫХ много. Один был комендантом Петропавловской крепости в Петербурге и содержал там "супостата" Достоевского, другой стал МИНИСТРОМ ЮСТИЦИИ, третий - специалист по уголовному праву, КАДЕТ, общественный деятель, убитый в Берлине пулей РУССКОГО ЭМИГРАНТА. Сын убитого - знаменитый писатель ВЛАДИМИР НАБОКОВ.

И существовал еще один Набоков, композитор.
В свое время его знали гораздо лучше прочих Набоковых. Кто он, какую жизнь прожил, какое оставил наследие?

Николай Дмитриевич Набоков (1903-1978) - яркая и хорошо известная музыкальная фигура в американской и европейской истории. Не было в послевоенные десятилетия такого крупного музыкального форума, где ключевую и существенную роль не сыграл бы Николай Дмитриевич. Но прежде, чем стать видным культурным администратором и организатором, он прошел собственно композиторский путь.



РОССИЯ

Николай Набоков - тех же корней, что и его БРАТ-ПИСАТЕЛЬ. У них общий дед ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - министр юстиции в царствование Александра Второго и Александра Третьего; общая бабушка - МАРИЯ ФЕРДИНАНДОВНА, урожденная Корф.
В Германии брал свое начало род мамы Николая Набокова Лидии Фальц-Фейн. Ее предки лишь во второй половине XVIII века перебрались в Россию и обосновались в Таврической степи. Но уже к середине XIX века не только пустили там корни, но и заработали состояние на разведении овец: владели землями на Крымском полуострове, особняками в Симферополе, Херсоне и Одессе, портами на Черном море.

Отцом будущего композитора был Дмитрий Дмитриевич Набоков, женившийся на Лидии Эдуардовне ФАЛЬЦ-ФЕЙН, в чьей усадьбе Любча (Новогрудский уезд, Минская губерния) прошла половина детских лет Николая.



Лидия и Дмитрий Набоковы
Родители скоро разошлись, и воспитывать мальчика матери помогал отчим Николай Федорович фон Пёкер, соседский помещик, в имение Покровское к которому Николай с трехлетнего возраста приезжал, как домой. Именно в Покровском он и пристрастился к музицированию на старом угловатом рояле.

Нико (так звали Николая Набокова близкие) был единственным из детей Набоковых, кто родился в Любче. Произошло это 17 апреля 1903 года. Счастливым и безмятежным было детство Нико. С утра с сестрой и братом он постигал науки, учил закон Божий, читал на русском, французском, английском и немецком языках.
Была в жизни мальчишки и еще одна привязанность - музыка. Сегодня интернет-источники, все как один, твердят, что пристрастился к игре на фортепиано Николай Набоков в имении отчима Покровское, где стоял инструмент, по легенде, благословленный самим Чайковским. Но в мемуарах композитор писал так: «Моя первая встреча с Евтерпой (муза поэзии и музыки - прим. авт.), в которую после я страстно влюбился, произошла не во время унылых занятий, когда я терзал черно-белую пасть фортепиано. Нет, музыка находит иной, более искусный способ проникнуть в душу композитора».

К Набокову музыка слеталась с любчанских улиц.
«Сидя на широком подоконнике, я любовался долгими летними закатами, наблюдал, как на сверкающей глади Немана медленно гаснут пурпурные блики, прислушивался к гулкому стуку топоров на далеком лесосплаве. Стук этот создавал эфемерный аккомпанемент для рабочей песни сплавщиков. А ранним летним утром через мое окно проникали голоса крестьянок, идущих на сенокос. Я соскакивал с кровати и наблюдал за бабами. Они шли рядами, быстро и легко, словно танцуя, и пели жизнерадостно и громко. Их песни состояли из коротких часто повторяющихся фраз. В конце каждого куплета хор смолкал, лишь два или три голоса продолжали выводить мелодию и, словно чудом достигнув недосягаемой цели, возвышались в пронзительном глиссандо на самом верхнем своем пределе и долго тянули ноту».

В 1911 году переехал в Петербург для продолжения учебы. В 1914 году поступил в Александровский лицей. В конце 1917 года, спасаясь от революции, семья оказалась в Аскании Нова, у дяди Набокова. В 1918 году семья переехала в Крым, где Набоков брал уроки музыки у Владимира Ребикова. В апреле 1919 года Николай Набоков, его мать и братья эмигрировали из России на греческом корабле «Трапезунд».



Николай Набоков (слева) со своим кузеном Владимиром

ЕВРОПА
С 1920 по 1922 год жил в Германии, учился в консерваториях Штутгарта и Страсбурга. В Берлине брал уроки фортепиано у Ферруччо Бузони. В 1923 году переехал в Париж и продолжил музыкальное образование в Сорбонне.

В Париже Набоков познакомился с Дягилевым и стал сочинять музыку для Русского балета. Сотрудничество продолжалось до смерти Дягилева в 1929 году. Первой значительной музыкальной работой Набокова был балет-оратория «Ода» (по оде Ломоносова), сочиненный в 1928 году. Затем последовали балеты «Жизнь Афродиты» и «Лирическая симфония» (1931).



Сергей Павлович Дягилев

Летом 1928 года Париж наводнили афиши с именем Николая Набокова. В качестве композитора он дебютировал в «Русских сезонах». «Трое суток до того мгновения, когда в последний раз упал занавес на прошедшей с огромным успехом премьере «Оды», я жил в состоянии какого-то лихорадочного безумия, - вспоминал Набоков. - Работал без отдыха, одурел от бессонницы, но был охвачен воодушевлением, подобного которому не испытывал никогда в жизни». Со смертью Дягилева в 1929-м закончился парижский период композитора, оцененный музыкальными критиками как соединение русского мелодического начала с традициями французского импрессионизма.

АМЕРИКА
Что же было дальше? Неожиданно для самого Николая Дмитриевича в его жизни возникла американская перспектива. Это было тем более странно, что переселение русского беженца за океан, даже ненадолго, сопровождалось в 1930-е годы такими трудностями (визовыми, денежными, психологическими), что подобную идею все от себя гнали, как несуществующую.

Однако НАТАЛЬЯ ШАХОВСКАЯ, первая жена Набокова, придумала неожиданный ход. Она решила сделать ставку на Фонд Барнса. Богатый филадельфиец Альберт Барнс  был владельцем не то галереи, не то художественной студии, располагавшейся в небольшом пенсильванском городке Мэрион, куда он приглашал с лекциями известных художников и ученых. А что, если убедить Барнса в необходимости позвать Набокова?

Николаю Дмитриевичу вся эта затея казалась блажью. «Я в жизни не читал лекций. Я знать ничего не знал о живописи. Кроме того, я совершенно не был убежден, что готов покинуть Францию. Америка казалась далекой, отталкивающей, запретной».

Но именно этот дерзкий план оказался удачным. Летом 1933 года Набоков с женой отправился пароходом из Гавра в Нью-Йорк. Лекции Фонда Барнса оказались куда проще, чем можно было ожидать. «Все, что нам нужно, Ник, - говорил поначалу щедрый меценат, - это твои собственные ощущения от Дебюсси и Сезанна, а не мысли всяких шарлатанов по этому поводу».

Вскоре после Набоковых в Америку прибыл Русский балет Монте-Карло, незадолго перед тем основанный Джорджем Баланчиным. И первой постановкой для Николая Дмитриевича стал балет «Мирный союз», для которого он написал музыку. Оркестровкой занимался Эдди Пауэлл, знаменитый впоследствии голливудский оркестровщик, в главных ролях были заняты Леонид Мясин и Тамара Туманова,



Тамара Туманова, 1940

декорации выполнила восходящая тогда звезда Ирэна Шарафф. В музыкальную основу балета были положены американские полузабытые фольклорные напевы, записанные в конце XIX века кем-то из учеников Томаса Эдисона на звуковом валике.
«Помню, - пишет Набоков, - две главные сцены. Одна разворачивалась в палатке железнодорожных рабочих, где всякая разношерстная экзотическая публика плясала на свой манер. Кульминацией сцены был мясинский «Танец бармена». В другой сцене танцующие изображали рельсы, лежащие друг на друге, пока не появлялись с двух сторон два мчащихся паровоза - «объединители мира», вечно потом оживлявшие бесчисленные альбомы фотографической Американы прошлого века».

Америка оказалась для Николая Дмитриевича и гостеприимней Европы, и благосклонней к его творческим замыслам. Он пишет балеты «Афродита», «Жизнь Полишинеля», «Напрасные усилия любви», «Последний цветок», «Библейскую симфонию» и симфонию «Молитва», элегию «Возвращение Пушкина» и кантату «Америка была надеждой», оратории, концерты и увертюры, фортепьянные пьесы, перелагает на голос с оркестром 5 стихотворений Ахматовой и 4 - Пастернака.

ОФИЦЕР ПО КУЛЬТУРЕ

Композиторство было лишь частью его разносторонней личности. В 1943 году он по своей собственной воле вступил в политику и окунулся в бесконечные общественные акции, нисколько, впрочем, не обманываясь их политическим прагматизмом и далеким от искусства интересом. Впрочем, для Н.Набокова это не было бегством из музыки, напротив, он втянулся в политику вместе с музыкой.
Набоков поступил в распоряжение американского военного командования в Германии, где с апреля 1945 года он служил офицером по культурным связям в Morale division стратегических войск - в частях, так сказать, политпросвета, только американского.

В 1950-1951 годах служил музыкальным директором Американской академии в Риме. В 1951 году стал генеральным секретарем Конгресса за Свободу Культуры, оставался им более 15 лет, занимаясь организацией популярных музыкальных фестивалей.

C 1952 по 1963 год - генеральный секретарь музыкальной секции ЮНЕСКО в Париже, в 1963-1968 годах художественный руководитель «Берлинских музыкальных фестивальных дней», организатор «Парижских фестивалей XX века» (1952), музыкальных фестивалей в Риме (1954), Токио (1961) и многих других.

В 1958 году сочинил оперу «Смерть Распутина», в 1966 - балет «Дон Кихот».

image Click to view


В 1967 году после фактического роспуска Конгресса за Свободу Культуры преподавал в американских университетах, а в 1970 стал композитором-резидентом в институте Аспена, где работал до 1973 года.
В 1971 сочинил свою вторую оперу «Напрасные усилия любви» (либретто Уистена Одена и Честера Кальмана), которая была поставлена в брюссельском театре Ла Монне два года спустя.



Книга Николая Набокова "Багаж. Мемуары русского космополита" вышла в Нью-Йорке в 1975 году
Автор многих музыкально-критических статей в журналах Америки и Европы.
Умер 6 апреля 1978 года в Нью-Йорке.

Сделал ли в литературе его кузен Владимир больше, чем Николай - в музыке? Очень трудно на это ответить, потому что о неисполняемом композиторе молчат музыкальные критики.

Или дело в том, что в его композиторской карьере не было своей «Лолиты»?

Nicolas Nabokov - Six Poems by A. Akhmatova

image Click to view


Есть в сети ещё записи, например, его "Ода", написанная в 1928 году

[url]http://classic-online.ru/ru/listen/120965[/url]
или "Мирный союз" 1935 г.

[url]http://classic-online.ru/ru/listen/120966[/url]
Источники:

Статья о композитореЗабытый Набоков
wikipedia

композиторы, Набоков

Previous post Next post
Up