Бетховен. Виолончельная соната соль минор

Apr 18, 2015 17:47


Виолончельные произведения Бетховена сравнительно немногочисленны. Перу композитора принадлежат пять сонат и три вариационных цикла для виолончели и фортепиано. Однако эти сочинения (прежде всего сонаты) относятся к подлинным жемчужинам камерного виолончельного репертуара.



Соната для виолончели и фортепиано № 2, ор.5 - замечательный образец  бетховенского мастерства. Бетховен предстает здесь гениальным мастером сонатной формы.

О сложности этой формы замечательно сказал Бернард Шоу, который был, как известно, блестящим музыкальным критиком: «Опыт показывает, что музыканты не в состоянии видеть истинные трудности сонатной формы из-за того, что их учителя все их внимание направляют на ужасные формально-технические премудрости этой музыкальной формы. В конце концов, ими овладевает и глупец. Ничто не может помешать вам обратить череду тактов в форму сонаты, так же, как ничто не может воспрепятствовать превращению набора строчек в сонет или трагедию из пяти актов с нерифмованными строфами. Совсем не форма сама по себе делает Шекспира бессмертным, а совершенно изумительного свойства содержание, для которого эти формы, собственно, и потребовалось создать - длинные, строгие, утомительные сами по себе. В первую очередь, вы должны иметь, что сказать человеку, если ждете от него неотрывного внимания в течение двадцати минут или еще больше, как в трагедии - в течение целого вечера».
Так вот, Бетховену в сонате - и не только в данной - всегда есть, что сказать. Это ощущается с первых звуков произведения. При всей неисчерпаемости музыкальных идей, которые роились в голове композитора, никакой из них не было дано места, если мысль эта не была определена психологическим и драматургическим строем произведения. Ничего только «для красоты».

Соната для виолончели и фортепиано № 2 соль минор

Исполняют  Мстислав Ростропович и Святослав Рихтер

image Click to view




соната для виолончели и фортепиано, камерная музыка, Бетховен

Previous post Next post
Up