Jul 09, 2008 02:24
Издревле мёд и медовуха считался исконным напитком нашей земли, который пили в празднецтва прославляя богов. Изначально таким ритуалом чествовали богов и духов рек, озёр и источников.
Вода, в особенности «живая вода», то есть проточная, ключевая, сама по себе считалась даром богов, ибо даже в самые суровые голодные годы у нашего народа было питьё - вода, что и спасало народ от полного исчезновения, как это случалось в Африке и Азии, когда вслед за полчищами саранчи уходила вода, что приводило к исчезновению целых народов и государств. Поэтому, дабы задобрить богов и духов им приносили в дар напитки, но не обычную воду, которой у богов хоть залейся, а что-то своё, приготовленное из воды с любовью и старанием. Таким образом люди хотели показать, что они достойны своих божественных предков. В Греции этим напитком, который разделяли с богами во время жертвоприношений было вино, у нас же это был мёд.
Изначально мёд готовили жрецы, и посвящали этот напиток Перуну и Дажбогу - Перуну как богу повелевающему тучами, а следовательно и дождём и Дажбогу - богу солнца, что питает землю энергией. Позднее, мёд начали посвящать и другим богам, распространили на все стороны отправления религиозного культа. Мёд начали употреблять во все торжественные и значительные моменты. Особенно во время поминаний по усопшим, пирах посвящённых проводам в потусторонний мир. Чтобы попасть в этот мир нужно было пересечь реку, охраняемую Чернобогом - богом смерти, поэтому бога этого надо задобрить, усыпить его бдительность, опьянить. Кроме того, поскольку умерший был связующим звеном между этим и тем миром празднуя тризну люди через посредника пили вместе с богами, задабривая их.
Надо заметить, что кроме мёда использовался так же сброженный берёзовый сок - берёзовица хмельная и сброженный сок разных ягод. Собственно говоря питный мёд был результатом смешивания ягодных морсов или ключевой воды (так называемая сыта) с мёдом и последующим долгим выдерживанием в дубовых бочках. Так получались ставленые меды. Сакральный напиток, посвящённый божествам.
Естественно в приготовлении мёда были свои секреты у каждого волхва. Помимо мёда и воды, либо сока добавлялись различные травы, солод, иногда мёд с этими травами варили для получения травяных оттенков и ускорения процесса брожения. Помните знаменитую сагу о Стивенсона вересковом мёде:
Из вереска напиток забыт давным-давно,
А был он слаще мёда, хмельнее чем вино.
Его в котлах варили и пили всей семьёй
Малютки медовары в пещерах под землёй…
Так появился творенный мёд - что то среднее между мёдом ставленым и пивом. Секрет производства своего сакрального напитка, как вы помните маленький народец так и не раскрыл шотландскому королю, предпочёв смерть.
С приходом христианства, питный мёд утратил своё сакральное значение, поскольку православная церьковь перешла на византийское вино, ибо именно вино было схоже с кровью христовой.
Такое изменение в рангах о культовых напитках было принято с большим энтузиазмом как Князем, так и его дружинниками, а так же государевыми людьми и купцами. Этот энтузиазм легко понять - мёд изымался из ведения волхвов, ограничивавших потребление мёда ритуальными мероприятиями, и превращался в ежедневно дозволенный рядовой напиток типа того же самого кваса или пива. Кроме того, мёд начали активно отправлять на экспорт в Европу. Такое положение дел потрясло умы народа - священный напиток, вдруг стал несвященным, мало того начал продаваться всем желающим, даже представителям иной веры. Кроме того потеря мёдом статуса культового напитка, предпологавшего опьянение есть редкое и исключительное состояние, связанное с какими-либо празнецтвами, в состояние чуть ли не повседневное, если ты богатый и свободный человек.
В умах простых людей сдвиг в ухудшении их социального положения стал отождествляться с одновременно появившейся возможностью беспрепятственного пьянства, что как-никак, а смягчало горечь от социальных невзгод, в то время как прежде этот процесс могли контролировать и регулировать только волхвы - верховные распорядители над хранилищами питного мёда, который, как культовый, священный напиток, был, конечно, бесплатным для всех, от князя до последнего смерда, и даже раба, но только во времена больших праздников в честь Перуна, Стрибога, Велеса и Дажбога.
Но вернёмся к истории самого напитка. В результате насильного крещения Руси началась народная реакция, которая выражалась в разорении княжеских бортей, безконтрольной организации своих собственных бортей и изготовление мёда для собственных нужд у себя на дому. Мёд стал народным напитком, который в тоже самое время был напитком протеста против насильного крещения, потребляя хмельные меды люди прославляли древних, низвергнутых Владимиром богов.
Такое положение продержалось вплоть до «смутных времён», когда цены на мёд и воск резко подскочили по всей Европе. С другой стороны начались активны процессы по уничтожению лесов, дабы освободившуюся землю отдать под пашню. Кроме того, бортничество было уделом свободных людей, коих становилось всё меньше и меньше к семнадцатому веку.
Чуть лучше чем в тогдашней России ситуация была на Украине, где пчеловодство издревле процветало, особенно у полесских древлян. Напитки с содержанием мёда, собственно говоря мёд и медовуха сохранились вплоть до девятнадцатого века, упоминание об этих напитках мы можем прочитать у великого воспевателя украинской мистики Николая Васильевича Гоголя.
Что же такое медовуха? Это не один какой-то конкретный напиток, а целая группа напитков с присутствием мёда. Одним из таких напитков является творенный мёд с добавлением творенного вина (оно же зелено вино, оно же хлебное вино, оно же водка), другой разновидностью медовухи была брага с добавлением мёда, позже перегнанная в обычную водку, но оставлявшую в своём ароматическом букете медовый аромат; третья разновидность медовухи это хлебная водка или, если угодно, самогон, в который добавляют вощину с остатками мёда для очистки от сивушных масел; и, наконец медовуха - это водка или травяная настойка (обычно это зверобой, калган, зубровка) смешанная с мёдом и горячей водой либо травяным отваром. Именно такую медовуху в своё время пили казаки, дабы согреется во время морских путешествий на чайках.
Существует даже версия, весьма, кстати правдоподобная, что именно такая казацкая медовуха была матерью грога - известного и популярного матросского напитка. И действительно, если посмотреть по компонентам и методу приготовления грог и медовуха очень похожи, можно сказать как отец и сын. Рецепт грога - тонизирующего и согревающего напитка очень прост - ром (либо виски, либо коньяк, либо водка), мёд (либо тростниковый сахар) и настой чёрного чая. Всё это смешивается, поджигается и пьётся. Сразу скажу, что поджигать абсолютно не обязательно, это скорее ритуал призванный показать моряцкую лихость. В грог так же добавляют лимон, сок, молоко, тёртый мускатный орех. Кроме этого в некоторых случаях чайный настой заменяют кофейным.
Правдива ли эта версия или нет, не известно, но доподлинно известно, что грогоподобные напитки стали популярны в Европе после того, как казаки помогли кардиналу Ришелье взять крепость Ля-Рошель. Вполне возможно, что именно они и приобщили к медовушному культу как гвардейцев кардинала, так и мушкетёров короля.
Настоящий питной мёд можно попробовать у умелых пасечников, к сожалению многолетних ставленых медов вряд ли где то найдёшь, но молодой игристый мёд, который пьётся как шампанское найти можно, главное с ним не переусердствовать.
Медовуху же можно приготовить и на дому. Для этого вам понадобится хорошая водка, качественный мёд (лично я предпочитаю акациевый мёд, либо вересковый мёд диких пчёл), чистая вода (ключевая, но подойдёт и из под фильтра), чабрец, мелисса или мята, анис, душица, семена дягиля, тмин, кориандр, корица (при этом весь перечисленный арсенал специй абсолютно не обязательно использовать одновременно, стоит поэкспериментировать дабы получить именно тот вкус, который нравится вам), так же при желании можно добавить молоко. Главный секрет в приготовлении медовухи - это ваш внутренний настрой, помните, что напиток сей сакральный и священный и серьёзно отнеситесь к процессу готовки. Лучше всего его готовить в день солнцестояния - 21 декабря, день Сварога и Семаргла - 21 ноября, день Дажбога и Марены - 9 декабря, на коляду - 25 декабря либо же в День Праотцов - 31 декабря.
Итак, рецепт. Доведите воду до кипения и бросьте в неё травы и специи, когда наш отвар приобретёт должный травянисто пряный аромат снимите его с огня и дайте остыть градусов до 60, добавьте мёд и тщательно перемешайте дабы мёд растворился, при желании добавьте горячего молока и под конец долейте водки. Пейте медовуху из деревянных либо глиняных кружек, славьте богов и вспоминайте родственников. И главное - не переусердствуйте иначе на следующий день гром Перуна будет греметь у вас в голове.
(Опубликовано в журнале Fashion Drive)
кулинария,
рецепт,
Мёд,
Медовуха