«Лето с Моникой» - первый фильм Ингмара Бергмана с Харриет Андерсон, которая снимется почти в десяти его фильмах. Картина состоит из трёх частей и рассказывает историю любви молодых Гарри и Моники. В первой трети фильма показывается городская жизнь героев. Гарри (Ларс Экборг) - простоватый приличный парень, работает в магазине посуды. Живёт в относительно приличной квартире со старым больным отцом. Одинок. Моника (Харриет Андерсон) живёт в бедной многодетной семье, с придирчивой матерью и отцом-алкоголиком. Моника гуляет, она воплощение природной простоты и сексуальности. Мечтает о красивых нарядах. Моника подцепила Гарри в кафе, быстро его соблазнила и попыталась переехать к нему. В результате молодые люди бросили работу и уплыли на лодке Гарри на берег моря.
Вторая часть фильма - длинная, лирическая и созерцательная. Бергман показывает неприхотливую жизнь Гарри и Моники на природе, их наслаждение морем и друг другом. Они живут, почти как первобытные люди, и потихоньку дичают. Моника беременеет, но это не заставляет их вернуться домой. Как-то раз Моника чуть не убила веслом странного парня, который сжёг её одежду. Когда Монике надоело есть одни грибы, она толкнула Гарри на воровство. Гарри утащил яблоки, а Моника попалась за кражей молока, но в итоге смогла убежать, да ещё и с куском мяса в придачу. Лето заканчивается, меняется погода, Монике и Гарри предстоит тягостное возвращение в мрачный город.
Молодые люди женятся, Гарри устраивается на работу, учится. Монике не нравится бедность, она не хочет заниматься ребёнком, требует денег для своих развлечений и нарядов. В итоге молодая жена изменяет мужу, и признаётся, что любит другого. Гарри с маленькой девочкой на руках возвращается к своему отцу.
Прекрасный бытовой фильм о зарождении и крахе семейных отношений, о взрослении, о первобытных инстинктах, о противостоянии города и дикой природы. Бергман снял фильм практически без музыки. Картина скупа на монтажные склейки, снята очень длинными планами. Особенно удалось поэтическое молчаливое изображение жизни молодых на природе. Здесь также заслуга прекрасного оператора Гуннара Фишера. Бергман здорово передаёт интимность поцелуя очень крупными планами. Ни у кого до этого я таких проникновенных кадров не видел. В общем, очень жизненный, умный, назидательный и красивый фильм с великолепной в своей природной раскрепощённости Харриет Андерсон.