«Ascenseur pour l’échafaud», 1958. Дебют Луи Маля

Apr 07, 2011 21:32




«Лифт на эшафот» - полнометражный дебют Луи Маля, только что получившего Золотую пальмовую ветвь за документальный фильм о морских глубинах вместе с Жак-Ивом Кусто.
Флоренс Караля (Жанна Моро) и ей любовник Жюльеном Тавернье (Морис Роне) задумалали убийство мужа Флоренс - оружейного магната Симона Караля. Жюльен, бывший десантник, работающий в настоящее время у Симона, прокрался к нему в кабинет, сымитировал самоубийство и собрался было уже уезжать на свидание с Флоренс, как вспомнил, что забыл на балконе верёвку, по которой залез к Симону. Когда он поднимался на последний этаж, в здании выключили на выходные свет, и отважный десантник застрял в лифте.
Пока Жюльен курил сигарету одну за другой, а Флоренс в растерянности бродила по ночному городу, молодая парочка - вор Луи (Жорж Пожоли) и продавщица цветов Вероника (Юри Бертин) угоняют машину Жюльена, катаются на неё с ветерком, а потом заезжают в придорожный мотель вслед за парочкой богатых немецких туристов. Луи выдаёт себя за Жюльена, проводит вечер за шампанским с немцами, а наутро убивает их и угоняет дорогой спортивный «Мерседес». Парочка возвращается в квартиру Вероники и принимает большую дозу снотворного, но не умирают.
За дело о двойном убийстве берётся комиссар Шерье (Лино Вентура). Он публикует в газетах портрет Жюльена, полагая, что он убийца, так как на месте убийства обнаружили его плащ и пистолет из бардачка его машины. Во время обыска в кабинете Жюльена, обнаруживается смерть Симона. Жюльен ускользает из здания, но его арестовывают в пермо же кафе. Флоренс сама выслеживает настоящих убийц, которые по недосмотру оставили в мотеле шпионский фотоаппарат, на который снимали вечеринку с немцами. Найденные фотографии оправдывают Жюльена в убийстве немцев, зато доказывают любовную связь Жюльена и Флоренс, что даёт основания Шерье арестовать их за убийство Симона Караля.



В это ледяном, выверенном фильме, предшественнике французской «новой волны», явственно ощущается влияние всепроникающей порочной атмосферу нуаров и фильмов Альфреда Хичкока. Убийство мерзкого оружейного барона приводит к целой череде преступлений. На контрастах показан преступный путь двух влюблённых пар: одна молодая и задорная, вторая - в возрасте, казалось бы, умудрённая жизненным опытом. Но в итоге и бесшабашность Луи, и трезвая расчётливость Жюльена приведут всех четверых на скамью подсудимых. Интересно, что Жюльен и Флоренс в фильме так ни разу и не встречаются. Сначала они разговаривают по телефону (стоит отметить смелые крупные планы Жанны Моро), а потом пребывают в молчании: Жюльен сидит в лифте с зажигалкой, ножом и пачкой сигарет, а заплаканная Флоренс долго бродит по ночным улицам и кафе (она увидела машину Жюльена с Вероникой и решила, что он её изменил). Это, пожалуй, лучшие сцены фильма. Жана Моро великолепно сыграла свои эпизоды, лучше, чем кто-либо ещё в этом фильме. Параллельный показ двух криминальных пар позволяет Малю совместить хичкоковский саспенс с взрывным действием.
Отдельных комплиментов заслуживает совершенно преображающий фильм саундтрек Майлса Дэйвиса. Это первый из тех нескольких редких случаев, когда великий джазовой трубач писал саундтрек.

jeanne moreau, france, louis malle, lino ventura, 1950s, cinema

Previous post Next post
Up