«Пепел и алмазы» - заключительный фильм военной трилогии Анджея Вайды. 8 мая 1945 года. Бойцы Армии Крайвой, сражавшиеся когда-то с фашистами, ведут войну против своих собратьев-сталинистов. Молодой парень Мачек (Збигнев Цибульский), находящий в войне большое удовольстие, вместе со своим командиром Анджеем (Адам Павликовский) должен ликвидировать секретаря обкома по фамилии Щука (Вацлав Застшежинский). Вместо Щуки они убивают двух простых рабочих. Майор, командующий операцией, приказывает найти и уничтожить Щуку. По иронии судьбы, этот маёор воспитал сына Щуки и сделал из него бойца Армии Крайвой. Дальнейшее действие происходит в отеле, в котором остановился Щука, и в котором проходит банкет в честь победы над Германией и в честь назначения местного бургомистра мэром. Мачек знакомится с барменшей Кристиной (Ева Кшижевска). Они проводят ночь в номере, соседнем с номером Щуки, затем гуляют по ночному городу, посещают склеп в полуразрушенном костёле. Мачек чинит Кристине каблук на столе, на котором лежат тела убитых им утром рабочих. Глубокой ночью Щука идёт на встречу со своим сыном, которым был арестован во время ликвидации отряда повстанцев. Мачек убивает Щуку на тёмной улице под гроход салюта в честь победы над Германией. На рассвете Мачек покидает Кристину и сталкивается с патрулём. Мачек умирает на какой-то свалке, а в ресторане отеля пьяные гости вместе с Кристиной танцуют под полонез Огинского «Прощание с Родиной».
Фильм лишён масштабности и нарочитого драматизма
«Канала», как по форме, так и по содержанию. «Пепел и алмаз» сконцентрирован на Мачеке и Щуке и их проблемах, которые служат отражением основных проблем, вставших перед польским обществом на пороге прихода к власти сталинского правительства. Проблема Щуки в том, что пока его готовили к управлению страной в СССР, его сын встал на сторону борцов со сталинизмом. Проблема Мачека в том, что он практически сразу после школы оказался на полях сражений, участвовал в Варшавском сопротивлении. Война стала его единственным занятием, и он полюбил её. Встретив Кристину, Мачек задумался о том, что пора прекратить эти игры, и занятся нормальной жизнью. Но верность своим боевым товарищам заставила его снова пойти на убийство соотечественника, оборвавшее и жизнь Мачека.
Крепко сделанный фильм, наполненный красивой ресторанной музыкой, рефлексией полупьяных разговор о смысле жизни и будущем, преображающей мир любовью и неподдельным трагизмом. Фильм получился более жизненным и реалистичным, чем более сильный «Канал». Збигнев Цибульский после выхода фильма стал культовой фигурой в польском кинематографе.