Попробую обобщить то, что мне до сих пор удалось собрать по Фришерам из Паричей. Во-первых, для себя, чтобы вся информация была в одном месте. А главное, в надежде, что кто-нибудь сможет подсказать, как и где можно что-то дополнить и предложить варианты для решения нестыковок. Ну и еще может кто-то из дальних родственников сделает поиск по фамилии, и получится найти точку соприкосновения (однажды подобная комбинация у меня уже сработала).
На фотографии мой прадед Гиллер Залманович Фришер
(1873, Паричи - 1962, Ленинград), снимок сделан в его последние годы, в Ленинграде. Большую часть жизни он прожил в Паричах, зарабатывая на жизнь с помощью ножа - резал птицу и скот, а также делал обрезания. В середине двадцатых его с семьей выселили из собственного дома, позволив, правда, жить на задворках, в то время как в самом доме поселился какой-то, местного масштаба, партиец. К тому же периоду относится неприятный инцидент - младенец, которому он сделал незадолго до того обрезание, умер, и прадеда арестовали. Каким-то чудом удалось доказать, что причиной смерти не была сделанная им процедура и прадед был вскоре освобожден. В тридцатом году он перебрался с супругой Хасей Двейрой (1873-1953), дочерью раввина Копаткевичей Берки (Довбера) Михлина, в Гомель, где снял комнату рядом с базаром и резал хозяйкам только что купленных кур. В начале войны старики успели эвакуироваться в Чувашию, а после ее окончания бабушка Мира (Циля Мирьям) (1914-1987) забрала родителей к себе в Ленинград.
У бабушки было двое старших братьев - старший Михаил пропал без вести в 1943, а Семен (Шнеер) пережил всех и умер в 1994 в США, где и живут его потомки.
Долгое время мы были уверенны, что Гиллер - это еврейское Гилель, пока не рассмотрели как следует надпись на могильном камне на Преображенском кладбище - оказалось, что прадеда звали Йошиягу.
О жизни прадеда известно довольно много, но документов никаких с той поры не сохранилось, в основном все собрано по воспоминаниям моей мамы. Женился он в 1896 году, детей не было несколько лет и Хася Двейра лечилась от бесплодия, пока в 1901 не родился первый ребенок. Эти снимки приблизительно «брачного периода».
Из интересного, лет 10 назад я наткнулся в «Израильской организации по поиску и возврату имущества жертв Катастрофы» на имя прадеда - оказалось, что когда-то давно он приобрел одну акцию Еврейского колониального банка, которая с тех пор растет в цене и ждет наследников. Проблема в том, что за отсутствием документов, подтверждающих родство, получить эти деньги (около 600$) в данный момент все равно не представляется возможным (
когда-то я писал об этом).
Теперь, что касается поисков его предков и корней. Здесь единственным источником информации на данный момент являются ревизские списки. Первым (точнее, последним, ведь мы же копаем во времени в обратном направлении) документом стала ревизия 1858 года - Залман Шнееров Фришер, 27 лет и его жена Хая Эльева (23) проживали на тот момент в Паричах, судя по всему, еще без детей. До рождения прадеда Гиллера еще 15 лет, по воспоминаниям он был единственным сыном после, как минимум, трех дочерей, имена которых пока не известны. Одна дочь была замужем за Вульфом Левиным, с его потомством я пытаюсь наладить связь, никаких данных о других у меня нет. У одной вроде как была дочь по имени Сара, у другой - Вера (в замужестве Мейтина), вот на данный момент и все. При этом на могильном камне Гиллера написано «Здесь покоится резник р. Йошиягу б.ш. Залман Фришер (ב"ש זלמן)». Надпись нами была рассмотрена (и нащупана), кроме того ее довольно явственно можно рассмотреть на фотографии на сайте кладбища. Других вариантов, кроме как «Сын Шнеура Залмана» (בן שניאור זלמן) у меня не нашлось. Однако, это противоречит ревизии, где отец Гиллера записан как Залман Шнеерович. Если верна запись на могиле (мне кажется, этот вариант более вероятен), получается, имени отца Залмана у нас нет, что сильно затруднит дальнейшие поиски.
В 1858 году упомянуто, что в предыдущей 9-ой ревизии (1850) Залмана нет, а был он добавлен в нее (приписан к номеру 188) в дополнительных списках в 1851. Самого дополнительного списка у меня, к сожалению, нет, есть только основная ревизия 1850 года. Выцветшими от времени чернилами добавлена запись о приписке 1851-го года без всяких подробностей. Не совсем понятно, сколько в 1851 ему было лет - скорее все-таки 20, чем 14, значит он 1831 года рождения. Изначально в записи были: Лейзер Вульфович Фришер (р.1800) и его брат Солом (р.1817), причем в 1850 обоих в Паричах уже не было - Лейзер умер в 1840, а Солом в 1837 был куда-то переписан, я не разобрал, куда. Имена взяты из 8-ой ревизии, которую я пока, к сожалению, не видел. Фамилия их тоже написана непонятно, но в дальнейшем мы действительно видим, что это и в самом деле Фришер. Получается, мой прапрадед в 1851-ом приписан к семье, которой к тому времени уже давно в местечке нет. Можно было бы подумать, что чиновник просто вписал его к однофамильцам, если бы не одно «но» - фамилия Фришер в тех краях вообще не встречается и вариант, что в маленьких Паричах окажутся две не связанных между собой семьи Фришер, практически нулевой. Кем Залман являлся братьям? Если предположить, что Шнеер - его второе имя, а не отчество, то может и сыном Лейзера. Или же (что возможно при любом раскладе), племянником.
Это возможно удастся понять, если найдется 8-ая ревизская сказка 1834 года, но ее пока нет, а вот предшествующие ей ревизии
1811-
16-18 годов как раз имеются, ну и поскольку, опять-таки, местечко невелико, то и найти нужную информацию проще.
В 7-ой ревизии 1816-го года находится вот такая запись. Вольф Лейзерович Фраер (?) 40 лет, жена его Дрейзе 38 лет. И их сын Лейзер Гирш, которому при прошлой переписи 1811 года было 10 лет. С фамилией некоторая неувязка, что за Фраер такой? Во-первых, нет такой еврейской фамилии, я, по крайней мере, нигде не нашел. Во-вторых, это не Одесса начала двадцатого века, в 1816 году в русском языке еще и слова то такого нет. Конечно, еврейской фамилией может стать все, что угодно, например, фамилия может произойти от идишского корня «фрай» - свободный, бесплатный (откуда, видимо, позже и пошли фраера), и может быть Фришер это Фришер, а Фраер - Фраер, но опять-таки, маловероятно такое совпадение имен, возрастов и, почти, фамилий в маленьких Паричах. И вот он, Лейзер Вольфович Фр..ер, умерший в 1840 году и упомянутый в ревизии десятью годами позже. Правда, вот незадача, в 1816 году то указано, что это при предыдущей ревизии 1811 ему было 10 лет, а в 1814 году он умер. Как же это он мог умереть в 1840, если в 1816 он уже два года как лежал в могиле?
Ну, мало ли где он лежал, зато вот в дополнительной переписи 1818 года сразу находится Лейзер Вольфович Фришер, 19 лет, который во время основной ревизии был пропущен. Еще бы ему не быть пропущенным, если родители сообщили, что он умер. (Год рождения в сказках 1816, 1818 и 1834 годов меняется в промежутке между 1799 и 1801, явно в пределах допустимой погрешности).
Ну и напоследок, в сказке 1816 года указано, что в 6-ой ревизии пятью годами раньше семья была переписана в Паричах. Лезем в 1811 год и ни Фришеров ни Фраеров не находим. Но сказано же, что они там есть! Да, есть. Точное (правда женщин в этой переписи не учитывали) совпадение имен и возрастов, только фамилия …Окунев. Разумеется, в последующих ревизиях никаких Окуневых в Паричах нет, да и вообще, евреев с такой фамилией днем с огнем не сыщешь. По поводу участия в предыдущей 5-ой ревизии у Вольфа Окунева указано «Был пропущен», так что, видимо, глубже искать некуда.
Если изначально, учитывая, что в этих районах Фришеров нет вообще, я считал, что в середине девятнадцатого века мои Фришеры, скорее всего, прибыли откуда-то, где эта фамилия встречается чаще, из Польши ли или из Литвы, то теперь получается, что фамилия здесь в Паричах и возникла, а значит, судя по всему, Фришеры из других мест не имеют к моим отношения, являясь просто однофамильцами.
Кстати, в 1811-ом примерно у трети паричских евреев фамилий еще вообще нет, только имена, так что вполне представляется выбор Вольфом Лейзеровичем Окуневым новой фамилии, при том что вокруг неразбериха и все соседи себе тоже как раз фамилии выбирают. Зачем? Да разве же теперь узнаешь…
Update:
Недостающая ревизия 1834 года. Стало известно, что Вульф умер в 1817. А также, что жену Лейзера звали Миня (1804 г.р.) и у них была дочь Двойра (1823 г.р.). К сожалению, о Залмане упоминания нет, так что связь между Лейзером и Залманом по прежнему не прослеживается.