Выуженный из под замка и несколько подсокращенный отчет о летней поездке.
Начало.
Идея направиться в этом году в Шварцвальд принадлежала моей жене. Именно она, прочитав восторженные отзывы на
tourism_il, предложила эту опцию, а мне уже только оставалось дополнить все технические части - решить, какие места стоит посетить, найти место для ночлега, разработать маршрут и т.п. Надо сказать, в подобном случае жж просто незаменим - практически всю нужную мне информацию я нашел в отчетах о поездках в те же края, написанных несколькими израильскими юзерами, не поленившимися описать поездки у себя в журналах и выложить ссылки на
tourism_il. В общем то отчасти и я описываю тут наш маршрут по той же причине - авось, кому-нибудь из френдов пригодится. Ну и заодно чтобы подробности остались в памяти, пусть даже компьютерной.
В подобное летнее путешествие мы ездим каждый год. В прошлом году это был
Питер, в позапрошлом -
Баварские Альпы, три года назад
Прага, до этого Берлин и Париж, но в этом году существовало одно большое отличие - нам впервые предстояло ехать не вдвоем, а вместе с детьми, что заметно меняло все планы. Во-первых, заранее отметались пробежки по городам - детей бы архитектура средневековья вряд ли сильно заинтересовала, да и долго ходить, как тогда нам казалось, они не в состоянии, поэтому длинные пешие прогулки тоже не принимались в рассчет. Впрочем, как выяснилось, тут мы их однозначно недооценивали - пару раз случалось, что они после многочасового гуляния весело скакали впереди, покуда я, заметно отстав, тащил позади обессилевшую жену. Ну и достопримечательности надо было подбирать подходящие, чтобы детям нравились и обязательно хотя бы один парк аттракционов.
Учитывая, что находились мы уже в любом случае в Германии и лететь нам никуда не было надобности, все приготовления были отодвинуты на последний момент - мы только за неделю до поездки решили куда, когда и на сколько мы едем, а остальное - организация ночлега и, тем более, сам маршрут вообще подыскивались в последние дни.
Багаж наш, состоявший в основном из одежды, посуды и кошерных продуктов, полностью забил немаленький багажник Пассата и в пятницу утром мы выехали из Хемница в направлении Франкфурта. Такие длинные переезды представляли для нас, учитывая присутствие маленьких детей, чуть ли не само трудное - попробуйте заставьте детей усидеть на одном месте в течение 5-7 часов. Разумеется, в дорогу были взяты и игрушки и книжки (Бася, например, очень удачно пользовалась дверными ручками и подлокотниками для обустройства своих плэймобильных человечков), но через какое-то время все это надоедало и дети начинали ерзать, канючить, ссориться и каждые 10 минут интересовались, долго ли еще нам ехать.
К счастью, на немецких автобанах каждые несколько километров предусмотрена стоянка, где можно остановиться, размять ноги и руки, а также перекусить, причем не в машине, а со всеми удобствами, за столиком.
Всего лишь какие-то 400 километров в пути и вот мы уже во Франкфурте. Изначально планировалось спавлять шабат своими силами где-нибудь в Шварцвальде, но здравомыслие взяло верх и я, одновременно нагло и ненавязчиво, напросился на шабат к
reb_moyshe и
rivkele. Шабат у них описывать не буду, скажу только, что это было незабываемо.
Воскресенье должно было стать первым днем нашего путешествия. Мы планировали двинуть на юг, заехать на несколько часов в Страсбург, поплавать там на кораблике по речке и немного запастись провизией. Но главным мероприятием, по крайней мере по замыслам детей, должен был стать поход в пиццерию. Их на самом деле можно понять - в течение года они выезжают за пределы нашей деревни в среднем раз в 2-3 месяца и каждый раз одним из главных развлечений для них является поедание пиццы. А тут они уже целый месяц ходят по городу и чуть ли не ежедневно вдыхают дразнящие ароматы пиццы, а попробовать ее все никак нельзя, и вот наконец выдается такая возможность, как же тут не обрадоваться? Перед выездом из Франкфурта
reb_moyshe поделился со мной несколькими кошерными адресами, по крайней мере хотя бы одним из которых и планировалось воспользоваться.
Выехали мы нормально, но уже где-то через час начались "приключения". Из под машины послышался скрежет (это на скорости то в 160 км/ч) и пока я настороженно прислушивался к непонятным звукам, пассажир из обгоняющей нас машины красноречиво показал мне, что у нас внизу что-то не так. Пришлось останавливаться нас ближайшей стоянке. Но при наружнем осмотре ничего обнаружить не удалось, хотя я был абсолютно уверен, что звуки идут именно снизу, а не из двигателя. Поехали дальше, но как только скорость превысила 70 км/ч скрежет снова повторился, и я задом по обочине, под нервное бибиканье проезжающих мимо автомобилей, вернулся на ту же стоянку. Единственной возможностью понять, в чем проблема, было понаблюдать снаружи за поведением машины, когда она едет на большой скорости. На не особо длинной стоянке провернуть это было не просто. Поначалу за руль села жена а я пытался углядеть проблему, пока она кругами ездила по стоянке, потом мы поменялись и наконец, когда мне удалось разогнаться до 80 км/ч, жена заметила, что на скорости днище двигательного отсека прогибается и начинает биться об асфальт. Не знаю, как водитель той машины смог что-то заметить, видимо он просто увидел вылетающие из под нас искры. Оказалось, что вылетели все три винта, которые крепят днище. Подходящих винтов у меня разумеется не было и я решил прикрепить днище проволокой, но не тут то было. [До сегодняшнего дня я бы уверен на все двести процентов, что это называется проволка. Честно говоря, я довольно сильно шокирован, узнав, что слово то совсем другое. Век живи, век учись - спасибо симаджиковскому спеллчекеру.] Ни у кого из останавливавшихся на стоянке автолюбителей проволоки не оказалось (или просто не захотели давать) и тогда я, в поисках нужного материала, принялся прочесывать местность - территорию стоянки и близлежащий лесок. Чего только там не валялось, но вот того, что мне надо, как назло не было. Наконец я нашел кусок какой-то веревки, залез под машину и привязал днище к машине. Но веревка есть веревка - через несколько километров скрежет повторился - веревка не выдержала скорости и порвалась, пришлось, под возмущенное гудение всех остальных автомобилей, тащиться по автобану со скоростью 60 км/ч до ближайшей стоянки, и так еще два раза. Наконец на одной из стоянок я нашел столь нужную мне проволоку и смог прикрутить все так, что продержалось до самого конца путешествия. На все эти приключения ушло почти три часа и времени на Страсбург уже никак не оставалось. Дети правда немного расстроились из-за пиццы, но что поделать. Зато потом, каждое утро, следующим вопросом после "А куда мы сегодня поедем?", был вопрос "Мы там будем кушать пиццу?".
Путь наш лежал в городок Титизее, в южной части Шварцвальда. Согласно информации, которую нам прислали по почте хозяева квартирки, где мы должны были остановиться, нам следовало прибыть на место до шести часов вечера, чтобы получить ключи, поэтому пришлось ехать прямо туда. Приехали мы вовремя и первым существом, встреченным на входе в дом, оказалась белка. В дальнейшем мы еще не раз встречали их, причем самых разных оттенков, но только выбегали они почему-то именно в те моменты, когда фотоаппарата под рукой как назло не было. Устроились на месте мы быстро, и поскольку было еще светло, решили осмотреть Титизее. Сам городок оказался довольно большим, если сравнивать с близлежащими населенными пунктами, но главное его преимущество я оценил только в ближайшие дни - он находится в самом центре Южного Шварцвальда и к нему сходятся все главные дороги этого района, что заметно сокращало нам время, проведенное в пути. Городок находится на берегу одноименного озера, по которому можно покататься на лодке или на небольшом пароходике. Мы взяли за 5 евро на пол часа педальную лодку и поплыли обследовать озеро. Можно было конечно взять за десять моторную, но мое семейство решило, что мотор у них и так есть, надо его только подключить к педалям - пришлось мне работать мотором, а рулить предоставили детям.
После лодочной прогулки мы решили чуть-чуть прогуляться по сувенирным магазинам, разбросанным вдоль набережной. Правда, большая часть их уже была закрыта, так что пришлось довольствоваться витринами, но в один мы все же успели зайти. Пока мы с Леей выбирали Басе маленького гномика, сделанного из шишки, дети углубились внутрь магазина и добрый дядя-продавец, увидев детишек, решил их порадовать чем-нибудь вкусным. Мы подоспели как раз в тот момент, когда он протягивал им копченые свиные колбаски. Поняв же по нашим жестам, что колбаски детям давать не стоит, он попытался всучить им по печенью и только после повторного отказа угомонился, понимающе пробормотав что-то про религиозные запреты. Потом мы еще надолго задержались у большой витрины с часами с кукушками, в ожидании их кукования - дети такие часы видели впервые и были в полном восторге. Вообще, часы с кукушками - одна из местных достопримечательностей и мы даже подумывали купить потом одни, но почему-то так и не купили.
С одной стороны, намного приятнее проживать в маленькой деревушке, чем в городке - народу вокруг намного меньше, да и природа ближе, но дом, в котором мы жили, хотя и находился в Титизее, но на самой его окраине, рядом с небольшим лесом и речкой. Пока Лея готовила ужин, а дети смотрели мультики, я пошел в этот самый лесок прогуляться. Хотя сезон черники уже почти прошел, мне все же удалось собрать немного ягод, правда, детям незнакомые ягоды не особо понравились, пришлось нам их уничтожать вдвоем.
День второй. Рейнские водопады и Остров Цветов Майнау.
Жилье, как и все остальное в этом путешествии, было найдено благодаря жж. Дней за 5 до выезда мы сняли за 54 евро в сутки небольшую
квартирку. В нашем распоряжении был большой салон, со всей необходимой мебелью, в том числе и выезжающими из шкафа кроватями, маленькая спаленка с двухэтажной кроватью, которую тут же оккупировали дети, санузел, и полностью укомплектованная кухонька. Правда, на стене, как раз в сторону Иерусалима, висел барельеф, изображающий какую-то дамочку с младенцем на руках, пришлось его спрятать, чтобы глаза не мозолил. На кухне было абсолютно все: электрическая плита, холодильник, чайник, тостер, а также полный набор различной посуды. Впрочем, посудой, за исключением стеклянных стаканов, мы пользоваться не могли, да и плитка у нас была с собой, но для тех, кому кашрут соблюдать не нужно, это просто кухонный рай. По утрам мы питались корнфлексом, обед в виде бутербродов брали с собой в дорогу, а вечером, уже дома, Лея готовила макароны, кускус или супы. В самом доме было квартир 15-16, нам вполне хватило самой маленькой, но были там аппартаменты и побольше. Подобных аппартаментов в Шварцвальде пруд пруди, причем одни других краше, но те, в которых жили мы почему-то очень популярны у израильтян - кроме нас там жили еще 3 семьи. Что касается цены, то для этих мест цена невысока, но если поискать по более удаленным деревушкам, можно найти места и подешевле.
В понедельник погода с утра была отличная и мы решили поехать на
Рейнские водопады.
Забегая вперед, с погодой нам повезло. Когда я, еще в Хемнице, рассматривал прогноз, настроение сразу портилось - практически всю неделю собирался идти дождь, да и температура воздуха не должна была превышать 17-18 градусов днем. К счастью, синоптики как обычно ошиблись - за всю нашу поездку дождь днем шел только один раз - во вторник во второй половине дня, да пару раз ночью, а в остальное время погода была прекрасная. Водопады, посмотреть которые мы направлялись, это уже не только не Шварцвальд, но даже и не Германия - дорога наша вела в Швейцарию. Чуть меньше часа езды по второстепенным дорогам и вот мы уже на границе - по-моему последней реально существующей границе в центральной и западной Европе. Правда, граница еще та - пограничник пропускал все машины без проверки и только нас, несмотря на стандартные немецкие номера, остановил - видно очень уж не по арийски мы выглядели. Впрочем и нас он особо не задержал - заглянул в мои водительские права, поинтересовался, куда едем и, объяснив дорогу, пропустил нас в Швейцарию.
Рейнские водопады находятся в маленьком городке Нойхаузен, минутах в пятнадцати езды от немецкой границы. Только мы въехали в город, как сразу увидели указатель на водопадную парковку. Не долго думая, мы припарковались и, как оказалось, зря - местные власти, опасаясь, что на находящихся рядом с самими водопадами парковках места для всех не хватит, выделили дополнительные места в самом городе, и нам пришлось почти пол часа топать пешком. Впрочем, только благодаря этому нам и удалось немного посмотреть на Швейцарию.
В мире есть конечно водопады и побольше, но на территории Европы Рейнские водопады - самые большие. Зрелище очень величественное - огромная масса воды пенясь и шумя падает с высоты 24 метра. Под водопадом плавают по нескольким маршрутам кораблики. Для начала мы поплыли к одному из двух утесов, возвышающихся прямо в центре водопада. От места высадки до самой вершины ведет узкая крутая лестница с далеко не самыми безопасными перилами. Если бы мы представляли себе их состояние, то вряд ли бы полезли наверх с детьми. Площадка наверху вмещает всего человек пять, а пока несколько счастливчиков наслаждаются видом сверху и фотографируются на фоне стихии, остальные стоят на лестнице, дожидаясь своей очереди - один неверный шаг и есть шанс стать одним из немногих, выживших после спуска по водопаду без снаряжения. Детей приходилось все время держать за руки, да они и сами были несколько напуганы и не особо рыпались. Спускаться приходилось по той же узкой лестнице - поднимающиеся прижимаются к одним перилам, а спускающиеся к другим и только так удается разминуться.
После этого мы вернулись на том же кораблике назад, пересели на другой кораблик и поплыли на нем на левый берег. Левый берег возле водопада намного выше и нависает прямо над водой. Покуда уставшие Лея с Басей отдыхали на скамеечке, мы с Йоэлем залезли на самый верх, к подножию замка, чтобы посмотреть на водопад сверху.
Потом снова на кораблике вернулись на правый берег. Кораблики легкие, так и качаются на волнах. Детям так понравилось кататься, что еле уговорили их двинуться дальше. На пристани нашли еще одно развлечение - вода в Рейне в этих местах, в отличие от нижнего его течения, чистая и прозрачная и в воде полно рыбы. Видимо, ловить ее в этих местах запрещено, иначе объяснить отсутствие рыбаков-любителей я не могу. В течение получаса дети сидели на пристани и кормили рыбу и уток кошерными бейгале. Надо заметить, уткам почти ничего не доставалось - на каждую крошку бросалось сразу с десяток рыбин, не уступающих уткам в размерах, и единственным шансом для уток пообедать, было поймать бейгале еще в воздухе.
Тут же на пристани я обнаружил неслыханную распродажу швейцарских часов. Если кому-то нужны такие, не задумываясь езжайте туда - получите 11 по цене десяти!
Всего на водопадах мы пробыли часа 3, времени до вечера еще было много и мы повернули назад к немецкой границе. Путь наш на этот раз лежал
Остров Цветов Майнау. Остров находится посреди Боденского озера, неподалеку от Констанца и является частным владением - принадлежит какому-то графу из шведской королевской династии Бернадотов. В отличие от большинства достопримечательностей, Майнау открыт не до шести вечера, а до захода солнца, так что времени у нас было навалом. На острове разбит большой красивый парк, в котором растут различные, привезенные из теплых краев, растения. Где-то на час дети застряли в мини-зоопарке - кормили коз. Вообще, кормление различных животных, начиная от рыбок и заканчивая оленями, было у нас одним из главных развлечений в течение всего путешествия. Куда бы мы не приезжали, везде обнаруживались многочисленные голодные водоплавающие, кудахтающие и млекопитающие, которые только и желали быть накормленными нашими детьми.
Вообще люди приезжают на остров на весь день целыми семьями - отдыхают на берегу озера, закусывают в ресторанах и конечно гуляют по парку. Разные части парка выглядят совершенно по разному - есть большой сад, в котором высажены розы всех размеров, цветов и оттенков, есть высоченные секвойи, есть сделанная из цветов большая карта Боденского озера и многое многое другое.
Одной из самых больших местных достопримечательностей является "Дом бабочек" - оранжерея, в которой среди тропических растений летают многочисленные бабочки. Встречаются там и такие большие размеры, каких я лично никогда на свободе не встречал. Изредка бабочки опускаются прямо на посетителей, а те, кому не повезло, просто пересаживают бабочку на себя с куста.
Боденское озеро - очень красивое. Вода абсолютно прозрачная, везде виднеются разноцветные паруса яхт и лодок, а вдалеке, на швейцарской стороне озера, возвышаются Альпы. Единственное, что нам в этот день не удалось, это покупаться. Погода была довольно жаркая, но пока мы гуляли по острову, а потом еще искали место, где можно зайти в воду, солнце почти село и мы решили, что для купания уже слишком холодно.
На обратном пути ехали вдоль какой-то реки и только благодаря указателям узнали, что это Дунай. Именно там, в горах Шварцвальда, совсем недалеко от французской границы, берет начало река, впадающая в Черное море аж в Украине.
День третий. Чернолесье.
Шварцвальд переводится на русский как "Черный лес". Не знаю, у кого как, а у меня до этой поездки Шварцвальд ассоциировался только со сказкой Гауфа "
Холодное сердце". Помните?
"Под косматой елью,
В темном подземелье,
Где рождается родник,-
Меж корней живет старик.
Он неслыханно богат,
Он хранит заветный клад."
На самом же деле Шварцвальд оказался гораздо менее черным, чем я себе представлял - лугов там, как выяснилось, не меньше, чем лесов, и никаких равнин - и леса и луга - все расположено на холмах с весьма крутыми склонами. С холмов тут и там стекают многочисленные ручьи, то и дело обрывающиеся вниз шумящими водопадами. Некоторые ручьи текут на запад, впадая по очереди в Рейн, другие же направляются на восток и дают силы молодому Дунаю. Иногда встречаются небольшие озера с холодной водой. По лугам разбросаны живописные домики, вокруг которых бродят стада коров. Возможно, когда-то луга и были здесь редкостью, а практически все холмы были покрыты лесами, но основное занятие местных жителей на протяжении долгих столетий - лесозаготовка - явно не прошли для этих мест даром. Впрочем, луга делают здешние края еще красивее.
Несмотря на то, что мы находились в Шварцвальде уже два дня, сам Черный лес мы еще так и не увидели - в первый день просто не успели, а второй был посвящен несколько другому району. Но наконец пришло время осмотреть и местные достопримечательности и во вторник утром мы направились на север, посмотреть на
Трибергский водопад.
Дорога туда заняла у нас минут сорок, и вот уже виден указатель на стоянку при водопаде. И надо же нам было умудриться - два дня подряд повторить одну и ту же ошибку! Как мы узнали позже, вокруг водопадов есть три стоянки: верхняя - там где только начинается река Гутах, средняя - на уровне самого водопада и самая нижняя, в городе Триберг, там, где вода заканчивает свой стремительный спуск. От верхней стоянки, где мы и оставили машину, до самого водопада было минут двадцать ходьбы, причем не по ровной дороге, а по тропинке, круто спускающейся вниз. Ну а как известно, если в одну сторону дорога идет под гору, то обратно она пойдет в гору, только тогда мы об этом еще не думали. А если бы знали, оставили бы машину на средней стоянке, прямо напротив водопада.
Тропинка шла вдоль горной реки и вдруг посреди леса обнаружилась маленькая избушка с кассиром - оказалось, что за вход к водопадам надо платить.
Народу по тропам ходило полным полно и все оглядывались по сторонам в поисках белок. Те довольно часто показывались и даже соглашались принять из рук некоторых счастливчиков арахис, который специально для этой цели продавался в кассе. Впрочем, белок все равно было намного меньше, чем людей, поэтому большая часть арахиса исчезала в желудках самих посетителей. Я все надеялся сфотографировать хотя бы одну животинку, но белки-антисемитки позировать мне отказывались, пришлось фотографировать птах.
Наконец мы дошли до самого водопада. Здесь скопление людей было настолько большим, что даже белки не показывались. Снимок - не мой, это фотография водопада, сделанная в 1900 году. Сам водопад с тех пор изменился мало, разве что народу стало намного больше. Впрочем, в те годы он тоже активно посещался, рядом с водопадом висит табличка, перечисляющая знаменитостей, бывавших здесь. Список включает даже германского императора.
Трибергский водопад везде упоминается, как самый высокий в Германии - общая его высота 163 метра. Правда, это не значит, что вода пролетает столько за один пролет - водопад каскадный и 163 метра это сумма всех водопадов вместе взятых. Но даже и так он на самом деле не самый высокий, в Баварских Альпах есть водопады намного выше его и самый высокий -
Ротбахский, высотой аж 470 метров (третий снимок с конца).
Йоэль пытался вести нас по карте и с самым серьезным видом шел впереди, постоянно заглядывая в выданное на входе описание. Вскоре мы оказались на окраине Триберга, что означало конец нашего маршрута. Впрочем, для меня это был еще далеко не конец - оставив семейство на детской площадке я поперся обратно вверх по течению за машиной и, должен признаться, даже если когда-нибудь я забуду про то, как мы гуляли возле водопада, этот получасовой подъем я запомню навсегда.
Следующим пунктом в нашем плане на этот день был "
Шварцвальдский музей под открытым небом", до которого было всего двадцать минут езды. В этом музее собраны со всего Шварцвальда старинные здания, в которых полностью воссоздан быт тех времен. Есть дома, которым по 400-500 лет, причем до недавних пор в них жили люди. Поскольку во многих домах три-четыре этажа, то и перевозить их в музей было не просто - приходилось разбирать на части, а потом тщательно подбирать обратно досочку к досочке. То есть, никаких копий, все постройки настоящие, и мебель в них настоящая, и посуда, и все все. Иногда кажется, что хозяева - лесорубы и фермеры - только вышли на часок и скоро должны вернуться домой. Причем, крутя по окрестным дорогам, я не раз видел такие же строения, как и в музее, в которых до сих пор живут люди.
Вопреки моим опасениям, детям музей понравился. Они с удовольствием бегали по этажам, заглядывая в комнаты и интересуясь что и для чего предназначено. Особый интерес вызвал у них маленький деревянный домик, предназначение которого они, не смотря на все наши подсказки, так и не смогли отгадать.
В одном из домов - настоящей животноводческой ферме - как и столетия назад, живут коровы, свиньи и курицы. На первых можно было только посмотреть из-за загороди, зато курицы свободно ходили по территории. Йоэль, разумеется, тут же принялся кормить их все теми же бейгале, чем вызвал большой интерес у гуляющих тут же аборигенов.
Во время прогулки по музею неожиданно испортилась погода. Пошел дождь и нам пришлось срочно искать укрытие. Как раз в этот момент мы набрели на избу с разными развлечениями. На верхнем этаже дети нашли какую-то простынь с лампой и по-началу не могли понять, зачем она там висит, но потом мы сообразили, что это театр теней и дети, опять таки к радости аборигенов, устроили веселое представление.
На нижнем этаже того же здания располагалась мастерская по изготовлению свистулек-кукушек. За несколько евро можно было купить уже готовую свистульку, но мы предпочли за те же деньги сделать себе свистульки самостоятельно. Под руководством мастера дети обтачивали заготовки, собирали из них свистульки и подставки для них, а потом опытный выжигальщик папа отжигал украшал их надписями и рисунками.
Заняло все это где-то пол часа, но торопиться нам было особо некуда - на улице все еще шел сильный дождь. Над лесом повис густой туман, от чего горы вокруг нас стали еще красивее. Закончив со свистульками, мы еще где-то пол часа побегали под дождем между домиками, а потом двинули к выходу.
Еще до того, как мы вошли в музей, дети углядели на соседней горке Родельбан, и пока мы гуляли по музею, каждые десять минут напоминали нам, что мы еще должны обязательно на нем покататься. Родельбан - это обычно такой длинный закрученный спуск с горы в форме желоба. Внизу люди садятся в специальную тележку, потом подъемник подтягивает тележку на самый верх горы и оттуда уже на большой скорости скатываются по желобу вниз, тормозя, когда скорость слишком высокая. В Шварцвальде, как и в Альпах, Родельбаны довольно распространенное явление, мы на таком катались два года назад в Баварии и, надо сказать, этот аттракцион может быть и весьма опасным - ведь никакого контроля за происходящим нет. Люди скатываются один за другим и зачастую создают довольно сложные аварийные ситуации. Тогда в Альпах едущий передо мной человек зачем-то затормозил, мне пришлось тормозить, чтобы не врезаться в него, едущая за мной Лея затормозить не успела и стукнула меня сзади, но не слишком сильно, зато ребята, которые ехали вслед за ней, вообще не смотрели вперед и один за другим врезались на полной скорости в нашу цепочку, вылетев от удара на траву. К счастью, тогда никто не пострадал, но понятно, что ехать надо очень осторожно, постоянно смотря вперед и назад и держа руку на тормозе. Но в этот раз нам повезло - из-за дождя все посетители разбежались и нам удалось покататься в гордом одиночестве. Этот Родельбан был немного иным - вместо желоба тележки скатывались по рельсам, так что, по крайней мере, не было опасности вылететь с трассы, да и ремни, которыми можно было пристегнуться, здесь присутствовали. Трасса была длинная - почти километр и мы с Йоэлем скатились с ветерком, почти не пользуясь тормозом, зато Бася весь спуск верещала, что ей страшно, чем испортила Лее все катание.
Дорога домой заняла у нас больше часа, и хотя вернулись мы еще засветло, возможности для прогулок не было из-за непрекращающегося дождя. Пришлось отдыхать дома.