Пара слов о телесериале HBO "Чернобыль"

Jul 22, 2019 08:17

Все высказываются о телесериале "Чернобыль" - думаю, и мне следует сказать о нём пару слов. Первое, что бросается в глаза при просмотре - сериал весьма качественный, хотя бы по форме. Очень скрупулёзно воссоздана атмосфера, быт СССР конца 80-х: вещи, дома, улицы, автомобили - причём, всего этого достаточно много в кадре. Прямо смотришь и погружаешься мысленно в то время. Иностранные актёры выглядят совсем как "наши люди", уж не знаю, как они этого достигли. Диалоги, тексты, вывески на русском тоже достаточно аутентичны (что весьма необычно для западного кино). Достаточно печально смотреть, как критики разносят "неграмотно написанный плакат шахтёров", а потом оказывается, что он дословно взят из документальной хроники. В общем, в поиске неточностей опускаются до ловли блох, и даже тут умудряются промахнуться.

Многие жалуются на чрезмерное употребление слова "товарищ". Сам я смотрел сериал на английском, и там это кажется вполне допустимым (трудно представить, как они будут произносить наши имена-отчества). Но в русском переводе - да, это действительно режет ухо. Ещё из "клюквенных" минусов следует выделить часто мелькающие в кадре водку и автоматы. Водку пьют практически все и достаточно открыто, что едва ли могло быть - всё-таки сухой закон. Зато при этом, хотя показано, как её пьют, ни один человек не показан явно пьяным. Автоматы тоже, видимо, "для антуража" - никто их, благо, не использует. В общем, даже в нынешних российских фильмах о Советском Союзе на порядок больше клюквы и неточностей, чем в сериале от HBO, что делает его если не идеальным, то достаточно хорошим. Хотя, начиная с 3-ей серии у меня при просмотре периодически возникало опасение что сериал вот-вот скатится. Что начнутся пьяные выходки, унижения, истерики, бессмысленные жестокости или ещё какая-нибудь жесть в русле нынешних российских антисоветских фильмов. Особенно тревожно было, когда показывали шахтёров и ликвидаторов. Но нет, всё в итоге вышло достаточно невинно, местами даже душевно.

Теперь о пропаганде в сериале. Нет, нельзя сказать, что её нет вообще. Всё пронизывает достаточно простая идея - люди хорошие, а система плохая. Откровенно отрицательных персонажей и откровенных агиток практически нет (разве что отдельные, редкие эпизоды на пару минут, вроде сцены с коровой или разговора с секретарём белорусского ЦК). Вот, говорят, что верхушка представлена как тупые бюрократы. Но также показано, что эти же бюрократы, поняв масштаб опасности, за пару дней организуют эвакуацию, достают огромные количества нужных материалов, техники. Нет никаких истерик, как, к примеру, в "Утомлённых солнцем - 2", где и пьяные генералы командуют, и угрожают не словом, а пистолетом, где, несмотря на то, что фильм русский, идея пропаганды ещё хуже - и система плохая, и люди неадекватны.

Говорят, мол, в "Чернобыле" критикуется советская система. Но на мой взгляд, в фильме критикуется вообще любая бюрократическая система, её минусы. Конечно, ненавистники всего советского сейчас говорят: "вот видите, как было плохо в СССР - только там могло быть такое". Но они как-то забывают, что далеко не только в СССР случались подобные аварии. Вторая схожая по масштабам авария (которой присвоен тот же, высший класс радиационной опасности) произошла в Фукусиме в 2011 году. В общем, кое-какие зёрна пропаганды в сериале посеяны, но взойти они могут только в удобрённом мозгу пропагандистов, как ругающих СССР, так и, наоборот, внезапно кинувшихся защищать СССР. Печально смотреть, до каких нелепостей они опускаются в стремлении обвинить сериал ну хоть в чём-то. Вот тут, к примеру, выставляют его как проект, призванный отвлечь внимание от аварии на Фукусиме (ага, снимают сериал о том, как страшна радиация, чтобы отвлечь внимание от аварии на АЭС, отличный план)!

Что до некоторых расхождений с реальными событиями, они не представляются мне существенными. Да, они есть, но в целом используются лишь для драматичности, ускорения повествования, для его наглядности, а не в целях пропаганды. Наоборот, многое, что можно было бы использовать в целях пропаганды, вообще не показано (например, первомайский парад в Киеве). Фильм достаточно чётко следует своей колее, описывая хронологически аварию и борьбу с её последствиями, почти не отвлекаясь на анализ. А некоторые неточности или недосказанности сериала (например, про судьбу выживших водолазов) сравниваются с реальными событиями перед финальными титрами последней серии, что прямо вызывает уважение.

В общем, сериал не без некоторых недочётов, но на порядок превосходящий российские фильмы про СССР как по качеству, так и, удивительно, по идейному посылу. Кто-то скажет - невелика заслуга. Но мне лично обидно, что на него так все накинулись - ведь есть куда более одиозные фильмы, вроде "Движения вверх" или тех же "Утомлённых солнцем - 2", например. Похоже, что и тут, в критике художественных произведений поддерживается всеобщий тренд: кричать как можно громче о внешних угрозах и тем самым одновременно маскировать, замалчивать угрозы внутренние, которые хоть и менее заметны, уже в чём-то привычны, но чреваты большими разрушительными последствиями.

И некоторые частные вопросы.
1) К вопросу об употреблении слова "биоробот" в те годы (мол, не могли тогда так говорить). Мне лично это совсем не показалось анахронизмом, по крайней мере, уже в 1992-м году Фёдор Чистяков пел "Блуждающий биоробот", так что мне показалось, что это слово в кругах интеллигенции могли употреблять и в 86-м.

2) К тому, что Щербина в сериале, якобы, угрожает Легасову выбросить его с вертолёта. Но он говорит это достаточно спокойно, не открывает, к примеру, двери и не просит рядового подвести Легасова к краю (ох, а какая бы очередная истерическая сцена могла выйти, если б это снимал Никита Сергеич!). На мой взгляд, эта угроза выглядит вовсе не как угроза, а скорее как солдафонский юмор и попытка, так сказать, "привести в чувство расхлябанного интеллигентика". Попытка, кстати, успешная - дальше разговор продолжается в той же спокойной манере.

мысли, фильмы

Previous post Next post
Up