Захотелось что-то вспомнить некоторые примеры импортной транспортной техники в СССР. Это будет не статья c каким-то исчерпывающим анализом, и не подробный рассказ про отдельные модели (для тех, кому интересно - оставлю ссылки на понравившиеся мне подробные обзоры на ютюбе), а просто набор примеров таких импортных автобусов, локомотивов, самолётов и т.д. (и немного общих мыслей). Наше детство, юность прошли рядом с ними (да и сейчас многие из них вполне на ходу), а многие люди даже и не задумывались, что это импорт, всё это воспринималось как "наше, советское". Да, разумеется, это был импорт не из капиталистических стран, а из стран соцлагеря (как тогда говорили - стран организации СЭВ,
Совета экономической взаимопомощи), в основном, Восточной Европы.
Венгрия. Икарус
Икарус - венгерский завод-производитель одноимённых автобусов различных моделей, но схожей характерной внешности.
Колонна Икарусов, кадр из к/ф Афоня,
https://www.youtube.com/watch?v=L9HATyYkZLs Существовали их междугородние и городские модификации. Вот хороший
документальный фильм на канале SSVMedia про самую массовую, пожалуй, его модель (280).
Чехия. Трамвай Татра
Самая популярная марка -
Татра Т3. Эти трамваи многим известны и поныне, по-моему, даже в Москве ещё встречаются. Собственно, в СССР, пожалуй, было 2 основных разновидности трамваев: чешские Татры с округлыми очертаниями и наши уральские "рубленные"
КТМ-5.
Татра Т3, источник -
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:TramPrague1.jpg Интересно, что трамваи Татра изготавливались не одноимённой фирмой (которая производила известные
грузовики Татра), а компанией ЧКД.
Чехия. Локомотивы (маневровые тепловозы и пассажирские электровозы)
Ещё одна знаменитая продукция заводов ЧКД - маневровый тепловозы ЧМЭ3 (расшифровывается как Чехословацкий Маневровый, с Электрической передачей). Думаю, многие их видели на ж/д станциях, перевозящих вагоны или подтягивающих поезда в тупики (например, на
Казанском вокзале).
Источник -
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A7%D0%9C%D0%AD3-4960,_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB,_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0.jpg Но не ЧКД единым! Известная и поныне чешская Шкода (та самая, что сейчас знаменита по своим автомобилям) также производила для СССР локомотивы, только другого класса: электровозы для пассажирских поездов. Это локомотивы ЧС (расшифровывается просто ЧехоСловацкий) различных модификаций. Вот
хороший фильм о них также с канала SSVMedia. Особенно примечательны скоростные локомотивы
ЧС200, способные развивать скорость около 200 км/ч. Именно они водили скоростные поезда между Петербургом и Москвой (Стриж, Невский Экспресс), по времени в пути лишь на полчаса-час уступавшие Сапсаном, 4-5 часов (кстати, ходят ли они сейчас? Стриж, говорят, отменили из-за известных событий, билетов на Невский Экспресс через сайт РЖД не нашёл).
ЧС200, источник -
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A7%D0%A1200-009.jpg Венгрия. Дизель-поезд Д1
Всем, пожалуй, известны советские рижские электрички
ЭР2. Собственно, в советское время, пожалуй, других и не было у нас, да и сейчас их модификации, носящие ряд общих черт с прародителями, бороздят российские ЖД. А вот аналоги электричек для неэлектрифицированных дорог - дизель-поезда - были двух вариантов. Одни, ДР1 того же рижского завода RVR, внешне были похожи на своих собратьев. А вот другие, венгерские Д1 завода МАВАГ, выглядели совсем по-другому, и, я думаю, многие помнят их характерный внешний вид.
Д1, источник -
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:D1_(%D0%941)_538-1_railbus_(5050491853).jpg Вот также
фильм SSVMedia о них. А также
очень подробный обзор эстонского энтузиаста железных дорог diiselrong.
Чехия. Самолёт Л-410
Когда я писал
краткий обзор всех советских турбовинтовых самолётов, то задумывался - а не включить ли в него и этот самолёт. Да, он произведён не в СССР, но эксплуатировался в нашей стране достаточно широко, и сейчас его производство осваивается на российских авиазаводах (по купленной документации).
Рекомендую
обзор на него на канале SkyShips - как всегда, познавательный и остроумный.
Польша. Ан-2
Ан-2 -
знаменитый советский кукурузник, оказавшийся незаменимым вплоть до наших дней. Казалось бы, при чём тут Польша? Ан-2 - детище ОКБ Антонова, созданное ещё в те времена, когда оно находилось даже ещё не в Киеве, а в Новосибирске (1946-1952, на заводе имени Чкалова). Но большинство Ан-2 выпущено на польском заводе
PZL Mielec. Это завод известен также своим чудом-юдом: реактивным (!) самолётом сельскохозяйственной авиации
М-15. Однако изготавливал он и более серьёзные машины, например,
военные модификации Ан-28, впоследствии применявшиеся даже в ВВС США.
Выводы
Какой-то либерал сказал бы: "вот видите, СССР не мог ничего подобного произвести, гнал на запад нефть в обмен на высокотехнологичную продукцию". Однако это не так, во-первых, по многим категориям у нас были аналоги (иногда, правда, более брутальные, как трамваи
КТМ-5), а во-вторых, экспорт СССР включал в себя другую высокотехнологичную продукцию, и в целом был куда более диверсифицированным, чем у постсоветской России. В ту же восточную Европу мы экспортировали, например, метропоезда (они и сейчас ездят в метро Варшавы, Праги, Софии, Будапешта), тепловозы М62 и
ТЭ109. Наши грузовики (МАЗы, БелАЗы, КрАзы - изначально разработанные в Ярославле) экспортировались и вовсе за пределы СЭВ. Я уж не говорю о таких уникальных машинах, как суда на подводных крыльях (использовавшиеся в ФРГ и Голландии
до начала 2000-х).
СССР не был какой-то супер-закрытой страной, старавшейся импортозаместить всё подряд без разбора, поскольку даже тогда руководство понимало, что это экономически бессмысленно и приводит к лишним непроизводительным тратам. Вместо этого СССР и страны СЭВ налаживали взаимовыгодную систему разделения труда, не стремились производить "каждый своё", отгораживаться от всего света или наоборот, делать из отдельных стран колонии. Да, не всё было гладко порой, были проблемы с темпами развития и освоением новых технологий начиная с 70-х, но это уже другая история.
Оригинал статьи в моём Дзене.