170 лет с открытия железной дороги Петербург-Москва

Aug 27, 2021 12:53


170 лет назад, в 1851-м году, в России была открыта первая настоящая, полноценная железная дорога, остающаяся и по сей день, пожалуй, самой важной, самой загруженной (по крайней мере, по пассажирообороту) и современной. Речь идёт о железной дороге из Петербурга в Москву (она же Санкт-Петербурго-Московская (до 1855), она же Николаевская (до 1923), она же Октябрьская, точнее, сейчас - главный ход Октябрьской ж/д, так как в её состав входят и другие дороги).

Именно в этих числах прошли первые испытания дороги на всём её протяжении, 26-28 августа из тогдашней столицы в Москву были переправлены войска, а 31-го - проехал царский поезд (для общего пользования дорога открылась 1-го ноября). В связи с этим хочется рассказать о некоторых интересных фактах, связанных с ней.

1) Третья в России, первая с "русской колеёй"

Самой первой железной дорогой в России была Царскосельская железная дорога (из Петербурга в Царское Село, открыта в 1837, затем продлена в Павловск в 1938). Она была, скорее, демонстрационным и увеселительным проектом. Ширина колеи для неё была выбрана значительно больше современной русской - 1,829 м (то есть, 6 футов). Она шла практически по прямой от современного Витебского вокзала до Павловска.





Там, где нынешняя железная дорога уходит западнее на Павловск-2, Царскосельская дорога шла прямо и заканчивалась тупиком. На спутниковых снимках до сих пор можно увидеть следы её прохождения (участок Фильтровского шоссе, железнодорожная аллея в Павловском парке). Рядом с тупиком был выстроено первое в России здание с названием "вокзал" - изначально это название не имело отношение к транспорту и обозначало что-то вроде места для досуга, развлечений и гуляний (произошло от названия лондонского общественного сада Vauxhall). Именно после Павловска этот термин распространился на все здания на станциях. Увы, во время Великой Отечественной эти территории попали под немецкую оккупацию; первый вокзал был разрушен, в настоящее время от него остались небольшие хоз. постройки (бывшая кухня, например) и памятный камень в чистом поле на его месте.





Источник - Яндекс карты, изображение повёрнуто, чтобы прямая линия дороги была горизонтальной

Второй была ж/д из Варшавы в Вену. Она была построена в 1840-1848 и связала Варшаву с европейской сетью железных дорог. Соответственно, и ширина колеи у неё была европейская (1,435 м), и проходила она по территории, ныне не принадлежащей России. Открывалась она частями, и лишь в 1848 году была соединена с немецкими и австрийскими железными дорогами, благодаря чему стал доступен проезд из Варшавы в Вену. В 1849 году дорога была использована для переброски российских войск в Австрию на подавление Венгерского восстания. В отличие от 1-й, Царскосельской ж/д, Варшавско-Венская, как мы видим, была уже далеко не просто увеселительной. Однако она не находится на территории современной России, имеет изначально другую колею, и про неё обычно мало вспоминают в контексте истории российских ж/д.

Продолжение - на Дзен.

транспорт, поезда, история России

Previous post Next post
Up