Jun 27, 2022 12:21
Понятие "Равноапостольный" имеет удивительную глубину смысла, хотя некоторые и склонны считать его лишь данью византийской риторике. Нужно уяснить себе, что служение равноапостольных святых есть буквальное продолжение проповеди Петра, Иакова, Иоанна... Причём можно выделить даже некоторую хронологическую закономерность.
Первые равноапостольные святые - современники самих Благовестников, призванных Господом Иисусом Христом. Святые Мария Магдалина, Фёкла, Мариамна, сестра Апостола Филиппа... После мученической кончины второго поколения христиан (а оно было убито если не почти всё, то в весьма значительной пропорции) наступает перерыв. Проходит 300 лет и начинается следующий цикл равноапостольного служения: Свв. Константин, Елена, Нина, Патрик Ирландский (IV - V века).Ещё через 300 лет, или чуть больше, рождаются Свв. Кирилл, Мефодий, Борис Креститель Болгарский, к этому же циклу относятся Св. Савва Сербский, Илларион Киевский и Св. Владимир, Креститель Руси. Ещё через приблизительно 300-400 лет (от Кирилла и Мефодия и их учеников) наступает время Свв. Сергия Радонежского и Св. Стефана Великопермского и Устьвымского. Спустя ещё три с половиной века начинается современный цикл равноапостольного служения, его открывает Св. Косма Этолийский, а продолжают Иннокентий (Попов-Вениаминов), Николай (Касаткин) - это XVIII - XX века.
И каждый цикл имеет в своём центре почитание кого-либо из Апостолов и Апостольских мужей. Константин и его преемники собирают мощи Св. Учеников нашего Господа и возводят храм Двенадцать Апостолов (затем с этим же посвящением церковь будет в Московском Кремле). Кирилл, Мефодий и их последователи считали своим покровителем Св. Климента Римского - его честная глава стала главной святыней Киева. Храмы Св. Климента, возводившиеся во всех славянских землях от Прибалтики до Адриатики - следы Кирилло-Мефодиевской традиции. В этом смысле очень важны Климентовские храмы в Новгородской земле. Епифаний Премудрый сравнивает Св. Стефана Пермского, "наследника апостолов", с Апостолом Павлом. Наконец, поколение Св. Иннокентия (Попова-Вениаминова) трудилось в те времена, когда особенно почитался Св. Апостол Андрей.
Но, несомненно, переломным моментом в равноапостольном служении стало Крещение Руси. Ни до, ни после в истории православного миссионерства не было столь большой жатвы с Божьих нив и столь великого улова душ человеческих. Достаточно взглянуть на карту... Но эта величина - и от трудов русских подвижников: Сергий Радонежский и его ученики пересоздали на православных христианских началах Северную Русь, Стефан начал труд, завершённый Иннокентием Московским - они просветили Светом Христовой Истины народы самого большого на нашей планете непрерывного участка суши, Северной Евразии. Точнее, земли, границами которой являются Урал, Амур, побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов.
Святая Русь