К назначению нового Экзарха на Белой Руси

Aug 25, 2020 23:46

С постепенным затуханием революционной активности на улицах белорусских городов и нарастанием активности неофициальной, назовём её так, "партии правового порядка", государственные и общественные институты делают выводы из анализа поведения своих лидеров в дни минувшей смуты. Одним из важнейших социальных институтов Белоруссии является, несомненно, Белорусский Экзархат, представляющий огромное большинство верующих республики. С сожалением мы должны признать, что Экзарх, Митрополит Павел, не проявил достаточной последовательности в эти дни. Сначала он поздравил Президента, Александра Григорьевича Лукашенко, с победой на выборах, но затем произнёс проповедь такого содержания, что многие истолковали её как предпосылку к отзыву поздравления; слухи на эту тему активно распространялись через информресурсы, близкие к о. Сергию Лепину, известному стороннику "коренизации" белорусского Православия, вытеснения церковно-славянского языка "мовой" и вообще максимального дистанцирования от "Москвы". В условиях, когда Экзарх стал явно колебаться и фактически выпустил из рук бразды правления, епархиальные архиереи принялись самостоятельно формулировать своё отношение к происходящим событиям. Владыка Артемий Гродненский и Волковысский опубликовал воззвание, напомнившее (в контексте призывов к оккупации Гродненщины польской армией, звучавших в те дни из Варшавы) поведение печальной памяти архиепископа Могилёвского Варлаама (Шишацкого) в 1812 году, когда Варлаам призывал население к покорности французам и их сателлитам - полякам Понятовского. Через некоторое время с обращением, противоположным по смыслу, выступил Архипастырь Новогрудской епархии, Владыка Гурий.
Большинство белорусского духовенства, как и большинство рядовых верующих, видит происходящее на соседней Украине и оценивает эти события вполне адекватно, в том числе - как серьёзнейшее предостережение белорусскому народу от совершения действий, способных разрушить государство и общество и ввергнуть Церковь в пучину гонений. Поэтому смеем предполагать, что этому большинству ближе позиция Владыки Гурия. Но СМИ, во многом находящиеся под контролем Запада, растиражировали только обращение Артемия. Патриарх Кирилл давно внимательно следил за положением в Белорусском Экзархате. Правление Митрополита Павла сопровождалось такими печальными событиями, как отстранение от дел и тюремное заключение заслуженного церковно-общественного деятеля, Владимира Всеволодовича Грозова, по клевете приспешников "Хартии-1942 имени Радослава Островского" (aka "Хартия-97"). Александр Григорьевич Лукашенко помиловал Грозова, и это было совершенно справедливо, но позиция Экзарха вызывала удивление и разочарование. Вначале Владыка Павел поверил клеветникам и сделал всё для того, чтобы В.В. Грозов оказался на скамье подсудимых. Затем Митрополит попытался исправить ситуацию, но делал это так неумело, что лишь усугубил страдания невиновного, в чём сам Экзарх повинился несколько месяцев назад.
Невнятное поведение Митрополита в дни августовской смуты стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Священноначалия. Совершенно очевидно, что отношения Митрополита с Президентом непоправимо испорчены. С простонародной паствой Владыке Павлу также не удалось ужиться в гармонии. Переведённый в Минск с одной из среднерусских кафедр (из Рязани), Митрополит Павел с трудом воспринимал отличия в жизни православных Белоруссии. Положение Православной Церкви на Белой Руси сложное. С одной стороны, государство не только не чинит препятствий церковному возрождению, но и способствует ему (решение Правительства о сохранении доступа в храмы в период морового поветрия усилило симпатии к властям). С другой стороны, "многовекторность" внешней политики, с точки зрения того же Правительства, диктовала необходимость дружеских отношений с Ватиканом, причём Ватикан поставил во главе белорусских католиков изощрённого интригана, под маской либерала скрывающего ультрамонтанство велико-польского покроя - Тадеуша Кондрусевича. Кондрусевич наводнил западные области Белоруссии поляками и литовцами - ксендзами, монахами и монахинями, различными социальными работниками, участниками всемiрных католических движений и т.д. За стенами католических учебных заведений Белоруссии куются кадры для работы в новой "Речи Посполитой", от моря до моря. Вместе с тем, есть и выходцы из РФ, принявшие католичество и рукоположенные в целях рекламы всё той же многовекторности. "Зубр" католической экспансии, чей медный лоб, украшенный архиерейской шапочкой, постоянно мелькал в окружении Президента, снисходительно поглядывал на "мужика-схизматика" из Рязани, не считая его серьёзным конкурентом. Это полуснисходительное-полупрезрительное отношение усвоили и "духовные чада" Кондрусевича, облечённые властью.
Наконец, с третьей стороны, в Белоруссии ещё с 1970-х годов в среде привилегированного православного духовенства веяло "европейскостью" экуменического толка, к которой с 1989 года стал примешиваться и дух самостийничества, воплощавшийся в проектах белорусской автокефалии. Следовало осторожно врачевать раны, нанесённые тлетворным духом безбрежного экуменизма и самостийничества, не навлекая, в то же время, на себя гнев Кондрусевича и его светских клевретов.
Перечисленные выше особенности положения Православия на белорусских землях Митрополит Павел осознал, увы, слишком поздно.
Вновь назначенный Экзарх, Владыка Вениамин, известен стойким православным с хорошей стороны. Вот, например, его высказывание о братстве России и Белоруссии:"С учётом поступающих в мой адрес недоуменных вопросов считаю необходимым сделать следующее пояснение. Вопрос о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии поднимался ещё 16 декабря 2014 года на общем собрании епархий Минской митрополии. Однако священники, которые выступали за самоуправление Белорусской Церкви, так и не смогли объяснить свою цель. "На фоне того, что происходит в Европе и в мире, эта мысль (самоуправление) звучит как-то тенденциозно. У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили", - сказал митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси в интервью белорусскому телевидению. В уставе Белорусского Экзархата заложено больше, чем в уставе самоуправляемой Церкви, а разница между ними - минимальна, и ее может отличить только специалист. В то время пожелание священнослужителей Минской епархии вызвало бурю негодования у огромного количества людей. Поэтому вопрос о самоуправляемости был снят с повестки дня.
В нынешней ситуации возобновление данной темы нельзя расценивать иначе, как желание некоторых сил ослабить духовную составляющую белорусского народа, повторить печальную историю братской нам Украины, разделить братские народы Беларуси и России по религиозной линии. Сам предмет обсуждения автокефалии для Белорусской Православной Церкви неприемлем для нас. Это предательство нашей веры и завета святых отцов. "Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа - это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте", - завещал преподобный Лаврентий Черниговский...
http://www.sobor.by/page/Avtokefaliya_eto_predatelstvo_nashey_veri__eyo_obsugdenie_nepriemlemo_dlya_nas___Episkop_Veniamin
...Все мы, верующие православные люди, знаем силу общей молитвы и сознаем, что помимо внешнего противостояния, совершается и духовная борьба за наше Отечество, идёт борьба и в сердце каждого из нас. По слову знаменитого земляка Фёдора Михайловича Достоевского, "в мире дьявол с Богом борется, и поле битвы - сердца людей". Сейчас, в дни Успенского поста, все члены Церкви призываются, помимо молитвы, к покаянию, к причащению святых Христовых Тайн. Это единение по вере в общей молитве и любви по закону Христову всегда было неотъемлемым правилом на Белой Руси в преодолении различных бед, скорбей, болезней и смут.
В едином молитвенном порыве с дерзновением и смирением, надеждой и упованием, любовью и прощением обратимся к Единому Источнику всякого мира и утешения: "Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе Бога нашего и ближняго своего, сотвори, да ненависть, вражда, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в людех земли Белорусския, молим Ти ся, Спасителю наш, скоро услыши и милостивно помилуй".
http://sobor.by/page/Episkop_Veniamin_predosteregaet_ot_gneva_i_mstitelnosti_i_prizivaet_k_edineniyu_v_molitve_i_lyubvi
Замечательно также слово Владыки на юбилей прославления во Отечестве Свв. Царственных Мучеников:
https://borisoveparhia.by/video-novosti/v-den-20-letiya-proslavleniya-carskoy-sem.html
Да поможет Господь Владыке Вениамину, молитвами Пресвятой Богородицы, Святых Царственных Страстотерпцев и всех Новомучеников Российских, в числе которых и Св. Вениамин Петроградский - небесный покровитель нового Экзарха в монашеском постриге, Свв. Кирилла, Евфросинии, Митрофана Астраханского и всех святых Белой Руси - сохранить верность Господу и Матери - Русской Церкви, как и любовь к триединому Свято-Русскому народу и Царству!
А.П.

Белая Русь, Святая Русь

Previous post Next post
Up