Сергей Иринеевич Миропольский - воспоминания о Рождестве среди грамотного крестьянства

Jan 22, 2020 03:23

«Чтобы осязательнее выразить то, чего народ хочет от церковной грамоты, считаю не лишним сообщить один из известных мне фактов педагогической практики. Это было пред Рождеством, в одной из школ южных губерний. Зная, как дорожат крестьяне этим праздником, учитель сообщил детям заранее подробно историю праздника, прочёл с ними толково Евангелие на праздник, рождественский тропарь научили наизусть, тоже с толкованием. Подготовив таким образом детей, он просил их на праздник рассказать в своих семьях, домашним всё, что они знают о празднике, что узнали в школе и что услышат в церкви, а для того, чтобы проверить и узнать впечатление этого рассказа, [оказанное] на крестьян, он нарочно сам отправился в одно семейство, где был один из лучших учеников школы, прямо от обедни. После общего разговора, зашла речь о празднике, учитель предложил ребёнку рассказать, что он знает о Рождестве Спасителя. Нужно было видеть внимание всей семьи и особенно радостное чувство старика-отца, слушавшего простой, детски наивный, но подробный рассказ сына (люблю я эти рассказы, - добавляет Сергей Иринеевич, - из которых только и можно научится детской живой речи), который не забыл и о бедных пастухах, о пещере, о яслях, о волхвах и проч. Когда мальчик окончил, всё стихло. Старик призадумался и спрашивает учителя, так ли это всё было, как сын рассказывает? В ответ учитель предложил сыну прочесть рассказ о Рождестве Спасителя из Евангелия, прямо по-славянски, предварив, что это самое диакон и в церкви читал, а ребёнку напомнил, чтоб он не забывал объяснять домашним, где ему покажется что-либо для них непонятное… Нельзя было забыть ту глубокую радость, которая переполнила сердце старика, выслушавшего рассказ, объяснение и даже праздничный тропарь от сына. «Точно сын мой в другой раз народился», простодушно заключил он свою благодарность учителю…» (С. М-ий. Обучение церковно-славянской грамоте в русской начальной школе// Журнал министерства народного просвещения. 1870. Ч. CXLX. Июль. Отд. 3. С. 30-31).

Праздники, Педагогика, Святая Русь

Previous post Next post
Up