Фил. Пенков. Они придут...

May 17, 2010 05:20


Утихнет грохот орудийной канонады, отзвучат торжественные колокола возрожденных кремлевских куполов.
Стройные колонны войск с трехцветными флагами и старыми боевыми знаменами под звуки Корниловского марша разойдутся по казармам, праздничная народная толпа пойдет по домам.
На улицах снова начнется серая сутолока старых милых будней.
Грозный броневик будет развозить воды «Калинкина», и на грузном внушительном танке предприимчивый торговец повезет из деревни в город молоко.
А с аэропланов будут сбрасывать новогодние, пасхальные и именинные письма. И тогда они придут.

* * *
Рано утром адвокат Иванов спустится со своей квартиры к парадной двери с молотком и отверткой и снимет металлическую дощечку: «Защитник 47 московского революционного трибунала, член коммунистической ячейки «Сознательный бедняк», председатель съезда союзов северных подкомиссий общества Р.А.З.Б.О.Я., секретарь пролеткульта и член-делопроизводитель профессионального союза Х.В.А.Т.А.И.З.А.Г.О.Р.Л.О., прием от 6 до 10».
На место вынутой дощечки прибьет такую же новую, но более нарядную:
«Иван Иванович Иванов, присяжный поверенный московского округа, председатель общества «Все для инвалидов», член-казначей «Партизанского Дома». Прием от 5 до 6».
Потом подымется в квартиру, достанет тщательно запрятанное столовое серебро, золотые вещи, буржуазную библиотеку, пройдет в фешенебельный кабинет и сядет за томик Герцена.
А вечером, сидя в дамском обществе, вынет из массивного серебряного портсигара с массой золотых монограмм ароматную папиросу и, щуря сытые спокойные глаза, он начнет благодушно цедить сквозь ослепительно-белые зубы:
- Д-да… Добровольческая армия, конечно, сделала свое дело и мы должны быть ей благодарны, но, между нами, те способы…
Видите ли, когда в русском городе Новочеркасске ген. Корнилов начал организовывать армию, то неопределенность ея политической физиономии и явная подозрительность поведения отшатнули от нея широкие круги населения и за поддержкой она ушла на Кубань.
* * *
Вытерев клетчатым платком запотевшие стекла очков, профессор истории возьмется за томик, где бесхитростно будет описываться история зарожденья России на Дону, медленно и внимательно перечтет и напишет:
- У генерала Каледина не было ни широкой самостоятельной инициативы, ни воли претворять ее в жизнь. Он не имел смелости открыто поддержать ген. Корнилова ни во время его выступления, ни в период пребывания последнего в Ростове. Помощник его Митрофан Богаевский был блестящим оратором, человеком с большой поэтической душой, но совершенно неспособным к управлению. Вообще оба они были скорее поэтами, чем правителями.
* * *
Талантливый столичный фельетонист (имевший политическую мудрость не подписывать своей фамилией в «Коммунаре») возьмет комплект «Донской Волны» и напишет рецензию.
- Приветствуя благородную патриотическую мысль редактора, мы не можем все же не указать на явную провинциальность издания. Не говоря уже о безобразности клише, отсутствии крупных литературных сил, материал сам по себе не представляет исторической глубины и широты, ограничиваясь летучими набросками, зачастую ценности ученического пера.
* * *
Много горьких слов мы услышим, мы увидим воочию все недостатки наши и ошибки управления. Беспощадной критике будут подвергнуты наши атаманы, вожди, книги, газеты, министерства, школы, бумажные деньги…
Они - спокойно жившие в Москве - найдут много слабых мест у нас, маленьких людей, дерзновенно не подчинившихся красной России на маленьком клочке гордой территории. За ними будет сила знания, таланта и опыта.
Они придут раньше нас.
Ибо они никуда не уходили.
И они заглушат нас.
Ибо никогда не простят нам того, что мы смели быть свободными.

1919

Фил. Пенков. Они придут…// Донская Волна.- 1919. - № 30 (58). - Стр. 16, 17

«Фил. Пенков» - псевдоним Максимилиана Филипповича Филиппенкова (1897-1920). В 1918 г. он командовал сотней казаков при освобождении Новочеркасска повстанческими дружинами «Донского корпуса» войскового старшины М.А. Фетисова (1/14 апреля 1918) и при последующем их отступлении в станицу Заплавскую. После повторного взятия Новочеркасска М.Ф. Филиппенков служил по военно-судебной части Штаба Донской Армии, подъесаул. Постоянный сотрудник «Донской Волны» (фельетоны в стихах и прозе). При отступлении Донской Армии в 1920 г. умер на Кубани от сыпного тифа.

Публикация и примечания А. Кручинина

Цит. по: Военная Быль. № 2 (131). С. 16-17.

Белое Движение, Россия

Previous post Next post
Up