Feb 17, 2014 16:54
Габриэль Гарсия Маркес "Генерал в своем лабиринте"
Роман о последнем годе жизни «Наполеона Южной Америки» - Симона Боливара - человека, который выбил Испанию из ее американских колоний и, мечтая объединить континент в одно единое великое государство, стал практически диктатором, но добровольно ушел в отставку, когда люди потребовали этого.
Мучительная смерть великого человек и его великой мечты, описанная сильно и неприглядно правдиво. Такие люди не должны уходить из жизни подобным образом: долго и тяжело угасая от болезни, будучи не в состоянии даже ходить, когда всю свою жизнь не стоял на месте.
Джо Аберкромби "Герои"
Всего несколько дней финального сражения, должного завершить затянувшуюся войну, несколько совершенно разных персонажей с каждой стороны конфликта и много горя, страданий и смертей.
Аберкромби не сдает позиций - отлично написанный роман: яркие и достоверные персонажи, емкие и точные формулировки, традиционная «грязная» реалистичность происходящего. Очередное развенчивание мифа о красоте войны, мечты, что оборачиваются совсем не тем, чем думалось, подноготная власти, и просто превосходная картина разнообразия человеческих душ.
Ну а герои... а были ли на этом поле герои, окромя тех, в честь кого и назван роман - группы древних скал, на вершине доминирующего над полем сражения холма.
Умберто Эко "Остров накануне"
Чтение Эко всегда специфическое дело - умнейший медиевист, он наполняет свои книги непростыми для неподготовленного восприятия стилизациями, средневековой философией и огромным количеством аллюзий и отсылок на самые разнообразные события и труды многочисленных философов - к этому привыкаешь не сразу, и, к сожалению практически невозможно оценить всю полноту его работ без уровня эрудированности подобного авторскому. Но когда ты распробуешь его произведения, чтение становится особым удовольствием: неторопливым и запоминающимся. И пусть я не могу отнести "Остров накануне" к его лучшим работам, это все равно очень крепкая книга.
Роберт де ла Грив - итальянский дворянин, волей судьбы и только перенимающего «трон» Франции кардинала Мазарини, потерпев кораблекрушение, оказывается на борту загадочного безлюдного корабля, пришвартованного вблизи неизвестного острова. И там, раскрывая его тайны, вспоминая и осмысливая свою жизнь, он в отчаянии хватается за перо и, не способный освободиться физически, через эскапизм бежит из своего заточения умственно - он творит собственный роман, постепенно теряя грань между своими грезами и реальностью.
Стилизация под реальный дневник европейца семнадцатого века, со всеми вытекающими отсюда средневековыми взглядами на мир, символизмом, видимым им во всем, что его окружает, сомнениями в религии и неуверенностью в науке - все это реализовано очень достоверно, хотя оценить всю прелесть оригинального барочного языка Эко, повсеместно цитировавшего в романе романистов и философов того века, к сожалению невозможно.
Но можно оценить подлинно средневековые диспуты о строении вселенной и наличии Бога, размышления о значении символизма, попытки разрешить старинную загадку определения долгот и взгляд на путешествие, как разрушение догм сознания. Это роман не о конкретном человеке, а о мире, уже знакомом с трудами Галилея и которому скоро предстоит узнать имена Ньютона и Лейбница, стоящему на пороге эпохи Просвещения, чьи родовые муки наглядно демонстрирует несчастная собака, своими страданиями должная помочь "ученому" определить долготу.
Нил Гейман "Океан в конце дороги"
Меланхоличная сказка, воспоминания уже немолодого мужчины о детских годах, родном доме и тех временах, когда чудеса были реальны. Сидя на каменной садовой скамейке в месте, где вырос, он мысленно переносится в свое детство, вспоминая то, что казалось бы намертво забыл, и сама картинка в воображении будто принимает тот слегка желтоватый оттенок, что свойственен старым, уже выцветающим фотографиям.
Гейман все тот же - он как всегда мастерски смешивает обыденное и волшебное, играет со страхом неизвестности и, как в Каролине, с ужасом ребенка, не могущего быть уверенным в самой надежной части своего мира - собственных родителях, но сейчас он отошёл от той жестокости, что характеризовала его ранние работы, на смену им пришла меланхоличная и светлая печаль, вызывающая добрую и грустную улыбку в момент чтения эпилога.
Роман напомнил мне «Маленького принца» Экзюпери - эта книга тоже об утраченном ребенке внутри нас, о том волшебстве, что теряется когда ты взрослеешь. А не отпускающее чувство какой-то «осенней» меланхолии и ностальгии, вкупе с органично вплетенными в реальность фантастически элементами - оживающими среди идиллического деревенского пейзажа английскими мифами и легендами - одно из моих любимых произведений Желязны - «Ночь в одиноком октябре».
Пожалуй, одна из лучших вещей Геймана.
Джордж Мартин "Рыцарь Семи Королевств"
Три повести о людях, что история Вестероса знает как короля Эйгона V Великолепного и сира Дункана Высокого - лорда-командующего королевской гвардии, но в момент описываемых событий это просто Дунк и Эг - бедный межевой рыцарь и его юный принц-оруженосец, вдвоем странствующие по дорогам Семи Королевств, спящие где придется, перебивающиеся жесткой солониной и сталкивающиеся с последствиями отгремевшей почти два десятилетия назад кровопролитной гражданской войны, мелкими распрями среди феодалов и заговорами знати.
Этот не "Игра престолов", тут нет той эпичности и многообразия персонажей и событий, но тем не менее читается с интересом: слог Мартина, меланхоличная неторопливость повествования и философские вопросы, облеченные в простую форму - все это не дает оторваться. Ну да и просто я успел соскучиться по миру ПЛиО.
books