Красивый и технически совершенный мост-путепровод в образе морского причала с декоративными башенками-маяками был спроектирован и возведен архитектором И.И.Струковым в 1904-1908 годах. Спустя век это элегантное сооружение стиля модерн попало в зону строительства по проекту «Большая Ленинградка». Согласно предложенному проекту преобразования площади Тверской заставы, от подлинного виадука мало что останется. Он станет длиннее, выше и шире, под его проезжей частью разместится трехуровневый паркинг для машин не только посетителей и персонала Белорусского вокзала, но и посетителей подземного торгового центра, который появится на площади.
Тверской путепровод (Брестский виадук). Площадь Тверской заставы
К сожалению, защитить путепровод не может и официальный статус -ценного градоформирующего объекта.
Как оказалось, мост, вопреки стойкому мнению искусствоведов, не является полноправным объектом культурного наследия, хотя заявка на постановку его под охрану находится в Москомнаследии с незапамятных времен. На встрече с общественностью председатель Москомнаследия Валерий Шевчук заверял, что Тверской путепровод получит статус объекта культурного наследия и будет сохранен. Однако 12.04.2007 г. Москомнаследие утвердило «Плановое реставрационное задание» для проведения работ по сохранению заявленного к постановке на госохрану Тверского путепровода. В нем рекомендовано сохранить памятник-посредством реконструкции с разборкой и последующим воссозданием в новых габаритах с сохранением архитектурного стиля».
Источник: Дневник ЖЖ "
Как выжить в большом городе" Площадь Тверской заставы возникла в 1742 году, одновременно со строительством Камер-Коллежского вала, обозначившего официальную границу города того времени. Несколько позже въезд в Москву со стороны Петербурга оформили типовые павильоны-кордергардии (караульни). Но в 1827 году, со строительством Осипом Бове ансамбля Триумфальной арки, площадь приобрела роль главного, парадного въезда в город.
Общий вид площади, 1920-е гг.
Необходимость строительства моста появилась в 1870 году, когда была пущена соединительная ветка между Николаевской (Санкт-Петербургское) и Александровской (Смоленское направление) железными дорогами. Тогда же был построен первый Брестский вокзал. Поначалу Петербургское шоссе пересекало эту соединительную ветку посредством шлагбаума, что в отсутствие автоматики создавало транспортные трудности. К поездам ещё не привыкли, паровозы пугали как людей, так и лошадей. Поэтому строительство путепроводов во всём мире шло параллельно с развитием сети железных дорог.
В 1904 году архитектор Иван Иванович Струков заново строит Брестский вокзал и одновременно с ним начинает строительство крупного моста-путепровода, разводя движение поездов и транспортных потоков Петербургского шоссе в разных уровнях. Струков, чьё архитектурное творчество всегда было связано с железнодорожным транспортом, следил за передовым европейским опытом. Он решил предать этому техническому сооружению красивый романтичный образ, как это происходило в те годы в Европе. За основу он взял постройки О.Вагнера для Венской железной дороги и О.Ритта для Берлинской. Мост был задуман в образе морского причала, с декоративными башенками-маяками, низ целиком облицован тёмным красноватым гранитом. Ему противопоставлен лёгкий, ажурный, светлый верх с обязательной для модерна ковкой ограждений, а также газовых фонарей, венчающих устои. Верх моста сделан из бетона, оштукатурен с добавлением мраморного песка.
Тверской путепровод. Чертёж И.Струкова, 1904 г.
Мост строился восемь лет. Такие сроки свидетельствовали о капитальности строительства, сложности конструктивного решения. Инженер Путей Сообщения С.В. Безобразов применил входивший в моду железобетон для сводов тоннелей, устои и пилоны подпорных стен выложены из кирпича с облицовкой гранитными плитами. В Москве, уже тогда бывшей «конгломератом стилей», этот мост сразу прижился и даже стал визитной карточкой, преддверием въезда в центр города, как бы переняв эту функцию от вышедших из употребления Триумфальных ворот. Мост прекрасно вписался в окружающую застройку, декоративные башенки его въезда перекликались с симметричными корпусами кордегардий, образуя единый ансамбль с Триумфальными воротами. Площадь Брестского вокзала стала одной из самых красивых в Москве. Необходимо также отметить прозорливость строителей путепровода, их добросовестную работу на будущее - огромное по тем временам транспортное сооружение строилось в городе, где совсем недавно появились первые автомобили! Даже через столетие необходимость его реконструкции многим кажется неочевидной.
Мост неоднократно чинился и укреплялся в советское время, государство уже вложило в его ремонт и реконструкцию миллионы. Как говорят, его проверяли на прочность танковыми колоннами. В Европе мосты стоят сотни лет, они действуют и являются предметом гордости городов (все современники Тверского путепровода в Европе «работают» и поныне).
Источники:
Архнадзор. Тверская заставаАрхнадзор. Галерея.Фотографии прошлого.