Слуцкія казакі накрэмзалі адказ прафэсару Грыцкевічу на ягоную
заяву адносна іх. Пачытайце, калі ласка, не пашкадуеце...
Открытое письмо историку и краеведу Грицкевичу А.П.
В №5(418) слуцкого "Кур'ера" увидели Вас с генеалогическим древом в руке, прочитали интервью и искренне возрадовались, что находясь в весьма почтенном возрасте, Вы сохранили способность "фантазировать, острить, ерничать и смеяться". Традиционно, еще со времен турецких султанов, и мы, казаки, завсегда люди веселые. Так давайте посмеемся разом в ходе народного анализа Ваших" глубоконаучных перлов" о белорусских казаках.
Цитируем по тексту интервью в переводе: "Ко мне приходил полковник научного отдела белорусской казачей организации. Я ему растолковал, что казаки неисторическое белорусское движение. Полковник замолчал, и больше они меня не приглашали. А так, может быть, я и полковника получил бы или атамана?(Смеется)." Любезный Анатолий Петрович, казачество, будучи не просто рухом, но феноменом многогранным, в первую очередь, издревле, является Православным Воинством Христовым, о чем, наверняка, знали Ваши дробно-шляхетные предки, и было им совсем не до смеха. Жаль, что пока нельзя связаться с ними через упомянутую в интервью "машину времени". Будучи верником католической церкви, Вы, почтеннейший Анатолий Петрович, никак не могли бы стать даже простым казаком, "полковника" к Вам Всебелорусское объединенное казачество не присылало, ибо имея наставниками профессора, доктора исторических наук Оржеховского Игоря Вацлавича, известного военного писателя, историка Наливайко Игоря Михайловича, прямого потомка гетмана Северина Наливайко, и других, не менее авторитетных деятелей белорусского общества, нам и в голову никогда не приходило беспокоить одного из "легендарных основателей Белорусского Великого Княжества Литовского" (интересно было бы узнать фамилию слабоумного самозванца, вероятно он из БК от Улаховича).
Не менее удивительны Ваши безосновательные утверждения, типа: "Казачество - это российские казаки. В Беларуси таких казаков не было". Паважаны летувас дактарас, Россия не имеет и никогда не имела монополии на казачество. Это у Вас от незнания еще одной важной ипостаси нашего Феномена - казачество есть народ древний, имевший свою демократическую государственность (Войско Запорожское, Всевеликое Войско Донское, Гетманская Украина, а раньше их Хлыновская Республика) и имеющий богатейшую историю, уникальную культуру, обычаи и традиции. В отличие от народов кровных, ставящих во главу угла физиологию, казачество, будучи нацией духовной, росло и укреплялось не только и не столько за счет собственного деторождения, но больше благодаря притоку людей духовно близких, ибо живем по Завету св. ап. Павла: «И нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, но все во Христе". Мы совершенно неприемлем любой национализм, ксенофобию и стараемся жить по правде, в соответствии с нашим Древним преданием. Осмелимся напомнить, что история, прежде всего, действительность в ее развитии и белорусская сущность нашего движения от Вашего признания или непризнания не зависит, а судьба Случчины тесно связана с казачеством от эпохи феодализма до наших времен, что подтверждается даже Вашими трудами. Тысячи казаков на протяжении пяти столетии оседали здесь и сильно обелорусились. Но это не все - после появления Статута ВКЛ 1588 г., закрепившего крепостное право и даровавшего "феодалам право смертной казни": "Будет важно и теперь каждому пану подданного своего... подлуг поразумения своего карать" - и принятия, силой навязанной в 1596 г. Брестской унии, этически поставившей православных людей вне закона, подавляющая часть белорусской шляхты, из шкурных соображений окатоличилась, ополячилась и окончательно предала свой народ. В это же время простые белорусы и меньшинство шляхты бежали от произвола магнатов в Запорожскую Сечь, бывшую православным рыцарским орденом. Во время национально-освободительной войны 1648-1651 гг. многие из них возвратились на Родину. Именно они, казаки-белорусы, а не "литвинская шляхта", первыми подняли знамя борьбы не за лоскутное ВКЛ, а за суверенную Беларусь, которую хотели обустроить по примеру Гетманской Украины. И народ поддержал их. Севский воевода доносил царю: "Белорусы, государь, всякие черные люди, всех городов и уездов, которые за казаками, стоят против поляков с казаками заодно". А Я.Радзивилл писал: "Во всем ВКЛ, кроме княжества Жмудского, вряд ли есть уезд, который нельзя причислить к числу мятежных". Другой источник сообщает: "Чернь так разьюшена, что решила или уничтожить шляхту, или погибнуть". В страшном сражении с превосходящими силами армии Я.Радзивилла у д.Погост сложили свои головы за свободу и независимость Беларуси лучшие сыны земли нашей: гетман Иван Соколовский (слуцкий православный шляхтич и сечевик), писарь войсковой Турчинович и более 2-х тысяч боевых соратников. От тех лет до нас дошло множество белорусских народных песен, прославляющих казачью доблесть, и дробношляхетская ненависть физических и духовных потомков литвинских карателей и палачей, заливших Беларусь кровью православной. Современные литвинствуюшие национал-радикалы, обеспокоенные ростом влияния казачества в обществе, развернули в интернете травлю истинных патриотов нашей державы. Нынешние наследники "папского рая", записав в белорусы прирожденных садистов Радзивиллов, костерят по-черному "хворый" белорусский народ, "казаков-чужеродцев" и, живя на зарубежные подачки, стремятся возродить Речь Посполитую от можа до можа в виде Балто-Черноморского Союза на смрадной волне русофобии и казакофобии. Если их мечты сбудутся - Беларусь опять "ляжет" под наших "гонористых" соседей, жаждущих вернуть "кресы усходни".
Поливая казачество черной краской в преддверии празднования очередной годовщины вызволения Беларуси из под немецко-фашистской пяты, наши оппоненты совершенно не вспоминают, что 1-е антифашистское подполье на Случчине организовали в сентябре 1941 г. командиры 4-й Донской казачей кавалерийской дивизии А.Д.Фомин и У.И.Богунов. И освобождали Слуцк-то - казаки, в чем мы видим перст Божий. 30 имя 1944 г. 4-й Кубанский Казачий кавалерийский корпус при поддержке других частей Красной Армии выбил из города немцев. Командир 40-го гв. Казачьего кавалерийского полка, потомственный казак, подполковник Головащенко Илья Иванович и другие его боевые товарищи, положившие за нас жизни свои, покоятся на Слуцком мемориальном кладбище, а некоторые улицы города названы в честь казачьих офицеров и генералов.
В послевоенные годы Слуцкое казачество, несмотря на всесоюзные гонения, развивалось без шума в рекламе по формуле, предложенной св.ап.Павлом, а после развала СССР открыто развернуло свою деятельность и имеет определенные успехи. Следуя примеру предков, мы бескорыстно служим Родине и Отечеству, воспитываем свою молодежь в духе любви ж преданности Белорусскому государству и всегда готовы его защищать. Неумно и бесперспективно даже пытаться навешивать на наших казаков российский ярлык, ибо 97% из них родились здесь, имеют крепкие белорусские корни во многих поколениях и считают за честь быть гражданами Республики Беларусь. В отличие от воинствующих псевдолитвинов-грантососов мы не пользуемся иностранными сребрениками и не ищем поддержки у зарубежных благодетелей. В ином случае т.н. свободные СМИ уже давно бы навесили на нас всех рублевых собак.
Паважаны Анатолий Петрович, учитывая Вашу узкую специализацию и специфические взгляды на историю, мы не обижаемся за несерьезный подход к нашему казачьему Феномену и советуем, для начала, познакомиться со следующий солидными исследованиями: "Древняя история казачества" Е.Я.Савельева, Новочеркасск, 1915 г., "Белорусское казачество" Д.Л.Похилевича, Львов, 1957 г. и "Белорусь козацька" В.І.Горобпа, Киев, 1998 г.
И еще очень просим Вас не обижаться на Ваших литовских коллег, непризнающих существования Беларуси во времена ВКЛ в его составе и до сих пор ничего не пишущих о белорусах в своих учебниках. Ведь называя это невежество "империализмом малой нации", сами занимаете очень похожую позицию по отношению к белорусским казакам, отрицая явное с навешиванием политических ярлыков.
По поручению казаков
Председатель Совета Старейшин минского областного округа и Слуцкого городского отдела БОК
В.А.Попов
08.02.09, г.Слуцк