В 2010 году пришел майл от организаторов вечера памяти Гедрюса Мацкявичуса: помоги найти Любоша, фотографа и кинооператора, который снимал фильмы о театре Гедрюса для своей дипломной работы где-то в конце 70-х лет. Попросили меня потому, что я живу в Праге, а Любош был тогда студентом ВГИКа из Чехословакии и уехал после окончания института на родину.
Наш театр был меккой для фотографов и кинооператоров, особенно для студентов ВГИКа, им необходима была натура и сюжеты, а свободно можно было только людей на улице снимать, да сколько можно, у всех одно и то же.
Ну и театру был необходим взгляд со стороны, да и фотографы были люди молодые, горячие, как и мы: наши интересы совпадали и было отснято множество прекрасных кадров, а к присутствию фото- или кинокамеры мы привыкли настолько, что почти не замечали, когда и кто нас снимал..
Из фотографов особенно нам стали близки Валя Серов и Любомир (Любош) Моравец.
Оба были милейшие молодые люди, с той разницей, что Валя уже работал на Мосфильме, а Любош только заканчивал ВГИК. Так что у Вали на фотобумагу деньги были и отснятый материал он щедрой рукой высыпал перед нами на пол репетиционного зала, а мы выбирали себе снимки по принципу: кто на фото - того и фото.
А вот Любош был бедный иностранный студент и особенно нас фотографиями не баловал, покажет бывало и все, нам мало что раздавал.
Два раза Любош приглашал нас в зал родного Курчатника на просмотр сначала курсовой а потом и дипломной работ, снятых по нашим спектаклям, фильмов “Путь к Преодолению” и “Ты в ответе за свою розу.”
Показал и уехал, а фильмы взял с собой, правда, вроде как, во ВГИКе копии остались, но это же не у нас, а где-то там, где надо разрешения посмотреть спрашивать.
Любимцем театра был несомненно Валентин Серов, и по общему мнению, его фотографии были и самые талантливые. Он не просто был увлечён фотографией, а был настоящий фотопоэт. К сожалению, должна говорить “был”, ведь он погиб, отдав свою жизнь за удачный кадр: возвращаясь из загородной поездки со съемок на пленэре с двумя молоденькими артистками, уже на платформе, завидев приезжающую электричку, попросил одну из девушек подойти поближе к краю платформы, чтобы в наступающих сумерках снять её в свете фар... Поезд не остановился и на полном ходу затянул их обоих под колёса...
В письме из Москвы была просьба связаться с Любомиром Моравцем, так как у него, возможно, сохранились пленки с фильмами и пожелание перевести фильмы на цифру.
А знали мы только то, что он кинооператор, вроде бы живет в Праге и работал на киностудии Баррандов.
Так же наша задача была и простая и сложная - правильно задать в поисковике фамилию Моравец. Через минут 15 муж Юра уже имел его адрес. Оказалось, что мы соседи, Любош живет в доме, который мы хорошо знаем, снимали в нем квартиру в первые месяцы нашей жизни в Праге. Но номер телефона найти не удалось. Так же оставалось только подъехать к дому и позвонить в домофон.
Приехали, на звонке действительно фамилия Моравец. Звоним, ждем - никого. Ну хорошо, возможно сейчас никого нет дома, надо попробовать попозже.
Повторили попытку вечером - бесполезно, никто не открывает. На другой день - то же самое. И через неделю. И через месяц.
Остается один вариант: написать письмо. Но, поскольку мы с Любошем не были уж так близко знакомы, посылаю в Москву майлом письмо с отчетом о проделанной работе и адресом, напишите ему сами, вам ответит, ведь, возможно, что квартира сдана чужим людям, а они просто боятся открывать дверь незнакомым а хозяину ваше письмо передадут.
Суть да дело, прошел ещё месяц, до даты вечера-памяти остается 2-3 недели.
В разговоре с подругой из театра узнаю, что фильм Любоша вроде бы нашелся. Слава Богу. От нас уже помощь не нужна, на этом считаем просьбу выполненой.
Мемориальный вечер прошел, книга о Гедрюсе издана. Все. Вроде бы.
Да не тут то было.
Где-то уже в ноябре болтаю с другой подружкой, которая после долгих 20-ти лет вернулась из Японии домой в Москву. И, с удивлением, узнаю, что неуловимый Любош так и не найден, фильмы тоже...
Разговор слышит Юра..., от него я уже узнаю, что я - растяпа и что важные дела нельзя бабам доверять! Ну поругал жену и проехали...
Приблизительно недели через две под каким-то предлогом в субботу днем Юра куда-то поехал, правда вид имел какой-то таинственный. Я то думала - за подарком к надвигающемуся дню рождения сына поехал, сюрприз сделать хочет.
Я спокойненько прибираю дом с веником в руках и слышу за спиной тихий голосок: Здрасте... Передо мной стоит чудной человечек с голубыми глазами в пол лица - Любош!!
Я то его почти сразу узнала, а вот на его лице смятение, не видел меня почти 30 лет, то-то я изменилась! Поражен, а виду подать нельзя! Вот бедолага!
Вспомнила, как когда-то встретились в метро с Валей Серовым. Мы не выделись каких-то лет пять, но вид у него был такой расстроенный, что мне захотелось его успокоить, мол это после родов дочери я такая, всего то 10-12 лишних килограмм, дай время, исправлюсь (наивная). Дело то, видать, не в килограммах...
Уже после ухода Любоша, набрасываюсь на Юру, где и как ты его нашел?
Оказывается, он приехал по тому адресу, который мы уже знали и стал настойчиво дозваниваться в звонок домофона, да так настойчиво-настойчиво, где-то пол часа трезвонил изо всех сил, пока не увидел через стеклянную дверь насмерть перепуганного взлохмаченного человечка, который смотрел на него огромными голубыми глазищами и молчал, дверь не открывал.
Юра через стекло ему показывает, мол откройте, поговорить надо. Наконец, после некоторого колебания, дверь он открыл.
Дальше все понятно, Юра объяснил, что да как, ищут, мол, тебя всей Москвой, дал ему свой телефон...
Через некоторое время и привез Любоша к нам в гости. Сюрприз.
За эти 30 лет что мы не виделись с Любошем произошли крутые перемены. Восторженный юноша, одержимый кино и фото искусством, 180 см роста превратился в сутулого, осторожного и недоверчивого пожилого человека.
Оказалось, что после того, как 20 лет назад его уволили из киностудии в связи с тем, что он учился в Советском Союзе и не является “представителем демократии” ( а на самом деле - в связи с грядущей приватизацией), Любош должен был вспомнить о своем музыкальном образовании (закончил музыкальную школу по классу скрипки) и сделал неплохую неожиданную карьеру как певец, тенор в хоре Пражской филармонии.
Но, от обиды, он 20 лет не мог взять в руки ни фото ни кино камеру, даже для семейного фотоальбома не снимал.
Мы встречались с ним ещё несколько раз, прежде чем он нам поверил и рассказал, что фильмы о театре у него действительно есть, а ещё есть огромный архив фотографий и негативов, около 15 тысяч! Всё это время они хранились в шкафу, в коробках которые никто не открывал! И он даже не представляет себе в каком они состоянии, не разрушились ли?!
При этом он утверждал, что к себе домой нас не приглашает, потому что у него дома страшный бардак, что он давно живет один и что должен подготовиться к нашему визиту.
Мы уже представили себе жилище старого холостяка: разбитую, неотремонтированную квартиру, в которой вещи не знают своё место.
И вот настал день Х. Мы приглашены к Любошу в гости, квартира прибрана и нам будет передан фильм для перевода на цифру и пересылки по интернету в Москву.
Старый обшарпанный подъезд оказался только что отремонтированым, даже лифт, когда-то тесный для 2-х человек, без внутренних дверей, заменён на никелированный, просторный лифт, которым могла бы похвастаться 5-ти звёздочная гостиница.
А квартира Любоша? Дизайнерский бело-голубой интерьер, белые шкафы и диваны, уютная кухня в тёплом зеленом оформлении, ничего лишнего, вещи, заботливо расставленные по своим местам.
И наконец, мы получаем три заветные металлические коробки с фильмом! Пленка прекрасно сохранилась, но как их перевести фильм на цифру?
Мы абсолютно не представляем себе, где и как это сделаем, но смело обещаем, что вернем пленки через несколько дней.
И снова спасибо интернету! Дома,за несколько минут выясняем, что на киностудии Барандов в лаборатории есть специальное оборудование для перевода на цифру 35 миллиметровой пленки. Звоним, договариваемся, отвозим пленки, делаем пробный вариант. После просмотра, Любош разочарован - качество оставляет желать лучшего!
Хорошо, если ты профессионал, так поезжай сам на студию и скажи, как ты себе представляешь фильм.
Сказано-сделано: Любош, после 20-тилетнего перерыва, приехал на киностудию, в лаборатории сел за пульт и собрал фильм практически заново!
Уже дома, он признался Юре, что с ним произошло чудо, он вернулся на 30 лет назад, теперь он сможет отцифровать весь свой архив, сделает каждому актёру, который снят на фотографии, свой альбом, ведь он снимал театр в течении 3-лет, с 77 по 79 годы. И очень мало отпечатано фотографий, ведь денег же не было, а негативы остались.
И в довершении всего Любош, co светящимися радостью глазами, показывает нам только что купленный профессиональный сканер для фотографий и негативов.
Когда посмотрела отцифрованный фильм “Ты в ответе за свою розу” подумала, как мы были несправедливы к Любошу! Он прекрасный, тонкий художник, умеющий в черно-белой съёмке достичь стольких оттенков. А не печатал он тогда свои фотографии только от высокой требовательности к себе и к своему творчеству.
Потом Любош просиживал ночами у компьютера и сканировал, сканировал свой богатейший архив, радовался как ребёнок каждому удачному кадру, сделанному 30 лет назад.
Очевидно что для всех участников труппы театра Гедрюса этот архив стал настоящим кладом, где мы нашли себя молодыми, талантливыми, одухотворёнными своим Учителем, тоже молодым и прекрасным.
Фильмы и фотографии, после оцифровки и обработки самим автором Любошем, были переданы Эрнесту Мацкявичусу, который подготовил большой документальный фильм о Гедрюсе, а также опубликованны в интернете на страницах актеров труппы.
Вся эта эпопея с архивом вернула Любоша к его профессии а нам, участникам тех съемок, неожиданное послание из нашей молодости. Жаль, что не все дожили...